Русская живопись второй половины XIX века. Обзор. Часть 1.

Творчество русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения.
С каждым десятилетием все более углублялись и обнажались классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал под ярмом чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения были одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права; недаром у царя вырвалось вынужденное признание, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу».
После отмены крепостного права капиталистическое развитие России пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян, развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более Грозным, все более опасным для господствующих классов. Первые свои шаги делало в семидесятых и восьмидесятых годах и русское рабочее движение.
В освободительном движении этого периода ведущую роль играли революционеры-разночинцы; выходцы из различных непривилегированных сословий, связанные с народом уже самим своим происхождением, они напряженно искали пути борьбы за народное дело.
Революционные демократы, идейным вождем которых был Н. Г. Чернышевский, всю свою деятельность посвящали непримиримой борьбе против крепостничества и его остатков, против бесправия и угнетения человеческой личности, за прогресс и просвещение. Они оставили глубокий след в общественной жизни России, во всех областях русской культуры.
Передовая, демократическая русская культура выражала идеи и настроения народа, была зеркалом его надежд и чаяний. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», — писал И. Е. Репин. Слова эти могли вырваться только у русского художника, в стране, где искусство неразрывно связано с судьбой народа, с его освободительной борьбой; они Могли принадлежать только передовому художнику, чье творчество было проникнуто духом активного протеста против неправды, насилия, социальной несправедливости. Всеми лучшими своими чертами русская культура обязана свободолюбивым устремлениям русского народа.
Вот почему во второй половине XIX века наступила пора стремительного развития и замечательного расцвета всей нашей культуры — науки, литературы, искусства.
Большую роль сыграла складывавшаяся в те же годы новая материалистическая эстетика — теория реалистического искусства, разработанная революционерами-демократами в их литературно-критических и философских сочинениях и наиболее полно — в знаменитом труде Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».
В чем ее сущность?
Свое прогрессивное учение об искусстве революционеры-демократы противопоставили дворянско-буржуазной эстетике, которая стояла на позиции так называемого «искусства для искусства», или «чистого искусства». Согласно этой реакционной идеалистической теории целью искусства является служение неким вечным «божественным» идеалам красоты, а обращение к вопросам общественной жизни будто бы недостойно искусства, унижает его.
Чернышевский подверг уничтожающей критике эту теорию, как вредную и ложную, лишающую искусство возможности служить передовым общественным интересам, и в противоположность ей выдвинул тезис: «прекрасное есть жизнь». Сама сущность искусства, по мысли Чернышевского, заключается в правдивом и глубоком отражении, «воспроизведении» жизни.
Чернышевский подчеркивал познавательное значение искусства. Он называл искусство «учебником жизни», считал, что оно должно давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь, выносить ей приговор.
Революционные демократы утверждали большое общественное значение искусства. Они видели в литературе и искусстве не прихоть и забаву, а могучее средство распространения передовых идей, средство воспитания и просвещения народа, орудие борьбы за преобразование действительности.
Они требовали от литературы и искусства высокой идейности и народности. Главное назначение искусства, указывал Добролюбов, состоит в том, чтобы «служить выражением народной жизни, народных стремлений».
Революционные демократы ратовали за искусство реалистическое, за искусство жизненной правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнять прогрессивные общественные задачи. Для того чтобы выносить приговор действительности, искусство должно верно отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств». Идеи революционных демократов, провозглашенные ими принципы дейности, народности и реализма оказали громадное воздействие на пере-овую русскую культуру, на судьбу и характер русского искусства последующего времени; эти идеи преломились в творчестве многих и многих русских писателей, артистов, музыкантов, художников.
Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве непосредственно связано с историческими событиями конца пятидесятых и начала шестидесятых годов; этим переломным моментом, собственно, и открывается искусство второй половины XIX века.
Ломка крепостнических отношений, массовые крестьянские волнения, бурный подъем общественной жизни, как бы пробудившейся после мрачных десятилетий николаевской реакции, — таково было начало разночинского этапа освободительного движения в России.
Среди художественной молодежи все более усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Художники все острее чувствовали настоятельную потребность принять участие в кипевшей вокруг борьбе, вступить своим искусством на тот путь, по которому уже шла русская литература, — на путь активного общественного служения.
Новое никогда не рождается без борьбы. Реалистической живописи, стремившейся шире и глубже отражать жизнь, противостояло официальное искусство, основанное на устаревших художественных представлениях. Оплотом этого официального искусства была петербургская Академия художеств, пользовавшаяся особым вниманием и покровительством царского двора. Правда, Академия по-прежнему продолжала играть роль крупнейшего очага профессионального обучения, но насаждавшееся ею искусство — академический классицизм, опиравшийся на идеалистическую эстетику, — стало консервативным, глубоко реакционным. Художники академической школы, отказываясь от правдивого изображения реальной жизни, создавали свои произведения на сюжеты из древней истории или мифологии, на религиозные темы.
Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила яркое выражение в знаменитом «академическом бунте» 1863 года: четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, решительно отказались писать программу (то есть дипломную картину) на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу «протестантов» И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов и другие.
Разыгравшийся вокруг этого события скандал принял политическую окраску. О «бунте» было запрещено упоминать в печати, а его участников полиция взяла под негласный надзор.
Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель художников по образцу тех коммун, которые описаны в романе Чернышевского «Что делать?». Они стали сообща принимать заказы и устраивать свои самостоятельные выставки, которые привлекали живейшее внимание публики. Это была первая попытка объединения молодых художественных сил, первая победа демократического лагеря в искусстве.
Кроме петербургских художников, объединившихся в Артели, в том же направлении работала в Москве группа молодых живописцев, связанных с Училищем живописи, ваяния и зодчества (В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников, Н. В. Неврев и другие).
Реалисты — петербуржцы и москвичи — совместно и положили начало подъему национальной реалистической школы русской живописи.
Непосредственным предшественником этих художников был, как мы уже видели ранее, Павел Андреевич Федотов, но лишь теперь, с начала шестидесятых годов, «критическое направление», как тогда говорили, стало основным в новом реалистическом искусстве.

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5]



<<< Иван Константинович Айвазовский (1817—1900)

Василий Владимирович Пукирев (1832—1890) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи