Государственный Русский музей является гордостью советской культуры, заслуженно считается музеем мирового значения. По полноте и разнообразию коллекций это крупнейшее в стране хранилище произведений изобразительного и декоративно-прикладного русского искусства.
Решение об организации музея было принято в 1895 г. и стало чрезвычайно важным событием в культурной жизни России. Для нового музея казна приобрела Михайловский дворец, построенный в 1819—1825 гг. великим русским зодчим К. И. Росси. В наружной и внутренней отделке дворца принимали участие видные художники и мастера прикладного искусства того времени. Скульптурные украшения выполнили В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов.
Государственный Русский музей. Архитектор К. И. Росси. 1819—1825.
7 (19) марта 1898 г. состоялось торжественное открытие музея. Основу его коллекции составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Зимнего дворца, Александровского дворца в Царском Селе. Сложившееся собрание оказалось небольшим и носило случайный характер. Целые разделы истории искусства, творчество многих известных художников были представлены недостаточно. Однако и тогда уже Русский музей обладал знаменитыми произведениями, вошедшими навсегда в его золотой фонд. В их числе «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Девятый вал» и «Волна» И. К. Айвазовского, «Запорожцы» И. Е. Репина, «Покорение Сибири Ермаком» В. И. Сурикова и многие, многие другие.
К моменту открытия музея его собрание насчитывало 445 картин, 111 скульптур, около тысячи рисунков и акварелей. На основе небольшого числа икон, переданных Академией художеств, сложился отдел христианских древностей. В 1913 г. в фонды влилась первоклассная коллекция икон, принадлежавшая известному историку и коллекционеру Н. П. Лихачеву. Она до сих пор составляет основу отдела древнерусского искусства.
Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила деятельность музея. Изменился и состав его коллекций. Из императорских дворцов, особняков и имений знати, упраздненных дореволюционных учреждений поступали национализированные художественные сокровища. Именно в это время музей пополнился прославленными произведениями С. Ф. Щедрина, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, А. А. Иванова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина и других художников.
С первых дней Великой Отечественной войны Русский музей был закрыт, экспозиция демонтирована, картины вынуты из рам, и в начале июля 1941 г. лучшие произведения эвакуированы в Пермь. Оставшиеся экспонаты были бережно укрыты в подвалах музея, а некоторые скульптуры зарыты в Михайловском саду или защищены от артобстрелов земляной насыпью. За время блокады Ленинграда музею был нанесен большой ущерб. Здание пострадало от прямого попадания девяти фугасных, многих зажигательных бомб и артиллерийских снарядов.
После войны музейные коллекции возвратились в Ленинград, начались сложнейшие восстановительные работы по реставрации всего здания. Уже в первую годовщину Победы, 9 мая 1946 г., открылась экспозиция нижнего этажа, а к 1947 г. закончились работы в верхних залах. Завершилось восстановление музея только к концу 1950-х гг.
В 1960-х гг. в музее были созданы экспозиция советского изобразительного искусства, постоянная выставка советской графики, зал советской монументальной скульптуры. Появилась возможность разнообразно и полно показать важнейшие этапы становления и развития отечественной художественной культуры. Здесь представлены такие известные произведения, как «Смерть комиссара» и «1919 год. Тревога» К. С. Петрова-Водкина, «Клятва сибирских партизан» С. В. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. А. Дейнеки, «Коммунисты» Г. М. Коржева, картины П. П. Кончаловского, А. А. Пластова, Е. Е. Моисеенко,
A. А. Мыльникова, скульптуры А. Т. Матвеева, B. И. Мухиной, М. К. Аникушина, графика А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Ф. Пахомова и др. За последние годы коллекция увеличилась более чем на 100 тыс. экспонатов и насчитывает более 300 тыс. произведений искусства.
Сотрудники Русского музея следят за развитием изобразительного искусства в РСФСР, ее областей, краев, автономных республик. Все лучшее, что создается в мастерских, появляется на выставках, разыскивается у коллекционеров, пополняет сокровища музея.
Большая работа проводится в музее с юными любителями искусства. Это и специальные циклы лекций, и экскурсии по особой программе, разработанной научными сотрудниками музея. Стали традицией и выставки-конкурсы детского рисунка, позволившие создать фонд детского творчества, насчитывающий более 200 экспонатов. Выставки «Юный художник» (на основе этого фонда) экспонировались во многих городах СССР и зарубежных странах.
В просторных и светлых залах Русского музея представлены великие творения. Каждое из них — бесценный памятник отечественной культуры, ее славной истории. Собранные воедино, они рассказывают о могучей силе российского искусства, о безмерной щедрости талантов нашей Родины.
Русское искусство XVIII — начала XX в. >>>
<<<Весь указатель FAQ>>>