Один из выдающихся скульпторов нашего времени — А. Т. Матвеев родился в Саратове. Учеба в рисовальном училище, любительская студия при Саратовском обществе изящных искусств, общение с талантливой творческой молодежью, в числе которой были ставшие впоследствии известными художниками В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, определили круг художественных интересов Матвеева, его устремления в искусстве. Свое мастерство он совершенствовал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899—1902), где учился у известных скульпторов П. П. Трубецкого и С. М. Волнухина.
Творчество Матвеева многогранно как по содержанию, так и по охвату жизненных явлений. Уже в ранних (1907—1911) произведениях («Засыпающий мальчик», «Сидящий мальчик» и др.) Матвеев реалистически трактует натуру, противостоит модным в то время стремлениям к салонной изысканности скульптурных форм. Многие из произведений этого периода были позднее использованы для декоративного убранства парка Кучук-Кое в Крыму, создав своеобразную пластическую сюиту в синтезе с окружающей природой.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Матвеев был в первых рядах деятелей искусства, ставших на сторону Октября. Выполняя ленинский план монументальной пропаганды, он работает над памятником К. Марксу, который был установлен в 1918 г. перед зданием Смольного (памятник не сохранился, так как был исполнен из временных материалов). Простота, мужественность, устремленность в будущее были воплощены в этом скульптурном образе.
В начале 1920-х гг. по заказу Ломоносовского фарфорового завода Матвеев создает несколько произведений мелкой пластики («Кариатида», «Купальщица» и др.). Совершенство пластики отличает эти работы.
К 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции Матвеев создал скульптурную группу «Октябрь» (1927, ГРМ), которая по своей смелости и новаторству стала важнейшей вехой в развитии советской скульптуры, она стала классикой нашего искусства. В этом произведении отражена романтика революции, победа свободного, раскрепощенного человека, показана несгибаемая мощь и единство рабочего класса, крестьянства и армии — защитника этого союза. Матвеев считал это свое произведение программным.
А. Т. Матвеев. Октябрь. 1927. Гипс (бронзовый отлив — 1958). Государственный Русский музей. Ленинград.
Матвеев был выдающимся педагогом. За время многолетней плодотворной педагогической деятельности им воспитан большой ряд художников-скульпторов, чье творчество оказало заметное влияние на развитие нашего искусства.
Огромные творческие усилия вложил скульптор в создание портретных образов лучших людей, в которых проявился русский самобытный характер. Одно небольшое перечисление расскажет о многом: А. И. Герцен, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А Волошин, А. С. Пушкин (над образом поэта он работал не одно десятилетие), М. Ю. Лермонтов, А. М. Горький, А. П. Чехов, М. Н. Ермолова Многие годы скульптор посвяти, и раскрытию образа В. И. Ленина кик своего современника. В этой плодотворной работе воплощены лучшие достижения Матвеева — реализм, пластическое совершенство и психологическая проникновенность.
Творческое наследие А. Т. Матвеева — образец высокого мастерства, вдохновенного служения советскому народу и его искусству.
<<< Скульптура : Теодор Эдуардович Залькалн (1876—1972)
Скульптура : Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941) >>>
<<<Весь указатель FAQ>>>