В залах, вестибюлях, фойе клубов, Дворцов культуры, театров и других общественных сооружений нередко можно увидеть написанные непосредственно на стене или же укрепленные на поверхности стен и перекрытий различные сюжетные и орнаментальные картины. В театре это обычно композиции на темы театральной жизни и искусства, в научном учреждении — сюжеты, посвященные деятельности ученых, в школе — повседневной школьной жизни, роли просвещения в воспитании молодого поколения советских граждан. Такие росписи являются важной частью монументального искусства.
В Древнем Египте, Вавилонии, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме росписи украшали стены дворцов, общественных зданий, гробниц. Некоторые из них сохранились до нашего времени (например, росписи гробниц древнеегипетских вельмож со сценами заупокойной жизни). В средние века, в эпоху Возрождения стенными росписями (обычно фресками) покрывались внутренние помещения церквей и отдельные помещения жилищ знатных вельмож. Всемирную известность приобрели росписи Успенского собора во Владимире Андрея Рублева, Сикстинской капеллы в Риме Микеланджело, станцы Рафаэля. Публицистически острое художественное выражение прогрессивно-демократических идей характерно для стенных росписей общественных зданий художников-монументалистов XX в.: мексиканцев X. К. Ороско, Д. Риверы, Д. Сикейроса, швейцарца X. Эрни, американца А. Рефрежье.
В СССР развитию искусства стенных росписей способствуют широкий размах строительства, создание величественных Общественных зданий и мемориальных ансамблей. Огромное общественно-воспитательное значение имеют настенные росписи советских художников A. А. Дейнеки, П. Д. Корина, Е. Е. Лансере, B. А. Фаворского и других мастеров, украсившие различные общественные учреждения, станции метро, Дворцы культуры.
Ю. К. Королев. Страна Советов. 1972. Древесная плита, темпера.
Художественная роспись украшает также и предметы декоративно-прикладного искусства: майолику, фаянс, фарфор, стекло, изделия из дерева и металла, ткани. Она придает им нарядный и праздничный вид, подчеркивает их роль в интерьере. Велико значение художественной росписи в народном искусстве. Здесь она часто является самостоятельной отраслью художественного творчества, особенно в произведениях народных художественных промыслов (см. Игрушка народная, Лаковая миниатюра, Палех, Жостово).
Распишим сами
Совсем не сложно расписать какое-либо деревянное изделие, например кухонную доску.
Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента сделайте в соответствии с чертежом, рисунком или по шаблону. Рисунок сначала переведите на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева.
Для росписи используйте готовые гуашевые краски, разведенные 3—5%-ным раствором столярного клея. Получающаяся масса хорошо набирается на кисть, легко наносится на предварительно подготовленную, ровно отшлифованную поверхность. Гуашью такой консистенции можно писать по незагрунтованной древесине, по которой она не растекается.
Роспись выполняйте мягкими беличьими, колонковыми кистями, окраску фона — широкой плоской щетинной кистью. Затем просушите ваше изделие в течение 2—3 часов при температуре + 18—23°, а потом два раза отлакируйте нитролаками НЦ-221, НЦ-316 вручную или краскораспылителем. Сушка после лакирования — 30—60 мин при +18—23°. Этот способ росписи и отделки относительно прост и потому доступен каждому.
Изделие готово. Оно может стать хорошим подарком родным и друзьям.
<<< Романтизм : Эжен Делакруа (1798-1863)
Государственный Русский музей >>>
<<<Весь указатель FAQ>>>