Расстановка смысловых доминатов

Поэт мог искать не только непосредственно трудового, конкретно делового единства с вещами, но и более глубоких внутренних связей, духовного родства с неодушевленной материей. К затаенной жизни прозаически ежедневных предметов пытается прикоснуться Новелла Матвеева. «Мне скажут - брось мечты, рисуй действительность... а я ищу под видимостью - душу» ...«не в соли соль. Гвоздь тоже в гнезде» (1963) взволнованно утверждает поэтесса. Стремление усмотреть «соль соли», «под видимостью - душу» не было лирической вольностью - кинематограф этого периода ищет той же внутренней, сокровенной сущности предметов и природы, роднящей ее с людьми, открывающей в нее доступ художнику.

Эта новая расстановка смысловых доминант прослеживается во всех видах искусства. Вещи становятся своего рода «свидетелями» защиты или обвинения, ими запечатлено и обозначено, «сказан о» то, о чем молчат герои. Так приметы сытого обжитого быта, гора цветных подушек, самодовольный шар оранжевого абажура тревожат и настораживают читателя повести В. Тендрякова «Не ко двору» (1954) раньше, чем их успевают заметить и осмыслить действующие лица. Так нельзя забыть обиходных предметов и скромных пейзажей в прозе В. Белова, словно раз «увидев» бревна у завалинки, светлый ручей под сосной у дороги, черные караваи деревенских «пирогов»,- мы тоже узнали и навсегда запомнили их.


<<< Выбор средств выразительности

Жизненная доля >>>

<<<Оглавление>>>