Биография темы

Навряд ли молодой живописец осознавал историческую перспективу- кратковременность нэпа. Но интуитивно ощутив призрачность живых анахронизмов времени, он попал, что называется, в самую точку.

Картоном 1927 года начинается биография темы. Полотно «Ушедшее» (1934)-ее финал. Трудно себе представить что-либо внешне более несхожее, чем эти работы, и более внутренне сходное. Прошло семь лет. Срок недолгий - срок всей жизни Щукина в искусстве. Взрослел он очень быстро. Было многое пережито, многое увидено, понято иначе--человечнее, тоньше. Однако в главном своем качестве - способности строить (вернее - видеть, еще вернее - чувствовать) целое как взаимодействие полярностей, то скрещивающихся, пересекающихся, то самостоятельно и полноправно сосуществующих в произведении - он остался в конце жизни похожим на себя самого ранней поры. Невольно вспоминаешь великих - от Достоевского и Гоголя до Булгакова и Заболоцкого, от Босха до Шагала. Слов нет -прямые аналогии здесь были бы неуместны. Масштабы творчества разновелики. Но тип сложного полифонического мышления, многоакцсптность системы изображения - едины.

И еще одно. Неведомо, руководствовался ли Щукин идеей, что в искусстве цель оправдывает средства, или так уж - как у народных мастеров - само выходило, но повсюду нетрудно найти у него сколько угодно несообразностей, если считать несообразностями то, что несогласуемо с житейскими представлениями, что отступает от так называемого «чувства меры» и «хорошего вкуса».


<<< Сатира, обличение зла

Произведения художника >>>

<<<Оглавление>>>