Приезжая в Москву

Первый раз я увидел Левоняна осенью 1897 года на вступительных экзаменах в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Гарегин был замечательным товарищем. Впоследствии, когда я поселился в Армении, он был одним из лучших моих друзей. Обстоятельства сложились так, что после встречи в Санаипе мы долгое время не виделись. Он решил специализироваться по графике и счел целесообразным переехать для этого из Москвы в Петербург, чтобы учиться у Матэ. Так он и сделал, и наша дружба прервалась. Только в 1912 году мы вновь встретились в Тифлисе. Я написал портрет Гарегина, который считаю одной из лучших своих работ в этом жанре. Работая над портретом, я постигал натуру Левоняна, культурного, воспитанного человека, искрение преданного искусству, верного и бескорыстного товарища. Кажется, мне удалось все это запечатлеть в портрете.

Наша дружба все более крепла. Приезжая в Москву, оп непременно приходил ко мне, рассказывал о своих заграничных путешествиях, о посещении в Венеции обители мхнтаристов. Это был период, когда Левонян страстно увлекся издательской деятельностью и всегда был по горло занят.

Издание журнала «Гсхарвест» было чрезвычайно трудным, поистине героическим делом, одним из самых значительных явлений в армянской культуре своего времени. Это требовало огромного напряжения сил и бездну старания, сопутствуемого неимоверными мучениями. Но он был доволен. Целью всей его жизни было возбудить в народе любовь к искусству, воспитывать у людей эстетический вкус, стать связующим звеном между искусствоведами и деятелями культуры. Он мечтал увидеть высокоразвитую профессиональную искусствоведческую критику, вызвать в новом поколении стремление к этому поприщу...


<<< Купол монастыря

Знаменитый университет >>>

<<<Оглавление>>>