Стасовская критика идейно-творческих колебаний Репина

Конечно, в последние годы XIX и в первые десятилетия XX века, когда в России уже получили распространение идеи марксизма, демократическая идеология не могла считаться самой передовой. Но Дьяконицын имел в виду совсем не это. «Идейной отсталостью» И. Е. Репина он объявил ту критику, которой великий художник подвергал журнал «Мир искусства» и некоторые картины К. С. Петрова-Водкина. Именно в этом пункте, считает он, в полемике с Репиным «был прав, конечно, А. Бенуа». Приводит Дьяконицын и несправедливую по сути цитату из статьи А. Н. Бенуа в кадетской газете «Речь», где Репину прямо инкриминируется «некультурность и узость» и без обиняков заявляется, что правее Репина «сидят все настоящие черносотенцы искусства и имя им легион».

Характерно, что для опорочивания своих идейных противников, несогласных с их художественным кредо, в основном передвижников, защитники утонченного эстетизма и декадентского индивидуализма использовали перенесенный из политики термин «черносотенство», приобретший в ту пору бранно-нарицательный смысл. Известный в эстетских кругах Петербурга художественный критик А. Ростиславов прямо писал, что «нередко крайне левые в политике оказываются ярыми черносотенцами в искусстве».


<<< Снижение идейно-художественного уровня произведений Репина

Некультурность и узость >>>

<<<Оглавление>>>