Идейно-художественный уровень

Снижение идейно-художественного уровня произведений Репина, его колебания и противоречия в области эстетики были ловко использованы врагами художника, противниками содержательного реалистического искусства, которые стремились дискредитировать гениального мастера, а заодно и все передовое, демократическое направление русской художественной культуры. Все громче стали раздаваться голоса, что Репин «старается угодить толпе», что он талантливый живописец, но «плохой мыслитель» и тому подобное. Р. Сементовский, А. Волынский, Н. Минский и другие декадентские критики 90-х годов, а за ними мирискусники во главе с А. Бенуа старались «развенчать» Репина, любыми путями принизить большой общественный авторитет, который он заслуженно имел. Попутно удары наносились и по реалистическому методу творчества, и по демократическим традициям прогрессивной русской эстетики.

Стремясь представить великого русского художника приспособленцем, ловко схватывающим всевозможные новые идеи «из современных течений европейской мысли, не овладевших его умом в том, что составляет их настоящую сущность», А. Волынский утверждал: «В неглубоком и неустойчивом уме этого художника идея свободного искусства превратилась в тенденцию нового рода, с мертвой аргументацией общими бессодержательными фразами, в крикливую риторику бессильных дарований, стремящихся сказать новое слово в искусстве, но не обладающих творческой оригинальностью. Его возгласы о красоте никого не увлекут, потому что идея красоты сведена им к пустой и старой схеме. Его призывы к свободному искусству никого не расшевелят, потому что он призывает к искусству, опустошенному от всякого содержания». Для самого А. Волынского таким содержанием были моральные идеи, воплощавшиеся в идеалистическом представлении о творце, о боге.


<<< Несколько зарисовок

Снижение идейно-художественного уровня произведений Репина >>>

<<<Оглавление>>>