Несколько зарисовок

Важно отметить, что, обращаясь к темам, отражавшим народную жизнь и революционные события того времени, Репин никогда не умалял значения художественной формы и всегда утверждал, что «как бы ни была содержательна вещь по своей задаче, если она будет слаба по исполнению, она будет возбуждать даже отвращение к той прекрасной идее, за которую автор взялся».

Этот завет великого мастера следует помнить и тем современным художникам, которые, подчас, ради «новизны» решения отказываются от красивого, пластически ясного языка реалистической формы.

В силу обстоятельств общественного и личного свойства, идейно-художественный уровень большинства живописных произведений Репина, созданных в конце прошлого и в первые десятилетия нынешнего века, оказался ниже уровня, достигнутого им ранее. Более того, за длительный период работы над некоторыми фундаментальными полотнами художник заметно изменял их идейно-содержательную направленность; у него в это время появлялись религиозно-мистические ноты, увлечения темами и сюжетами, ранее совершенно чуждыми ему. Очевидно, что в конце прошлого века в творчестве мастера все ощутимее проявляются колебания и противоречия, определявшиеся борьбой двух культур. В конечном счете этими противоречиями объясняются и временный отход Репина от принципов последовательно-демократической эстетики, и декларирование принципа «искусство для искусства», и временное сближение с идеологами художественной группировки «Мир искусства».


<<< Сведения о неослабевающем интересе И. Е. Репина к Парижской Коммуне

Идейно-художественный уровень >>>

<<<Оглавление>>>