Проблема сохранения художественного наследия

На протяжении 1919-1920 годов государственные художественные музеи или художественные отделы в местных музеях создаются в Харькове, Одессе, Полтаве, Екатеринославле, Сумах, Житомире и в иных городах. Аналогичное положение было и в других частях страны.

Совершенно справедливо писал в свое время А. В. Луначарский, что «Советской властью совершены чудеса, которые сейчас уже всем миром признаны. Среди волн разбушевавшегося народа, часто совершенно невежественного и голодного, выпрямившего спину с чувством неугасимой мести, пришпоренной новой борьбой, новыми обидами,- среди всего этого хаоса мы сумели сохранить наши музеи, в которых кроме художественных ценностей хранились и материальные ценности на гигантские суммы, сохранить с минимальными потерями все огромное архитектурное, скульптурное, живописное, художественно-промышленное достояние прошлого. Это было нелегко, и это сделано было соединенными усилиями тех коммунистов, которые поставлены были на охрану культурного наследства, и тех героических музейных работников, от директора до последнего сторожа, которые в холоде и голоде отстаивали каждую мелочь великолепных памятников, им доверенных».

Обращая внимание на огромную работу по сохранению художественных ценностей и памятников искусства прошлого, проведенную у нас в стране в первые годы после победы Великого Октября под руководством и при всемерной поддержке Коммунистической партии и Советского государства, не следует забывать, что в то же время не только из пролеткультовских кругов, но и из среды «левых» деятелей, занимавших руководящие позиции в Отделе ИЗО Наркомпроса, не раз раздавались голоса и даже категорические требования об уничтожении этого наследия. Особенно активно с подобного рода заявлениями выступали О. М. Брик, Л. А. Бруни, К. С. Малевич, Н. Н. Пунин и другие.


<<< Интересные сведения об участии искусствоведов и художников

Нигилистические лозунги >>>

<<<Оглавление>>>