Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 10.

Главным тематическим содержанием нижегородской росписи являются жанровые сцены, отдельные бытовые фигуры, традиционные изображения птиц и коней и узоры исключительно растительного характера — розоподобные цветы и веерообразная листва — в пышной трактовке гирлянд и букетов.


Коробья лубяная. Деталь росписи. Мотив грифона. Вологодская губерния

Жанровые сцепы уже начинают занимать господствующее положение и в планировке композиций. Это не миниатюры северо-двинской росписи, еще затерянные в разводах топкого узора, а почти самодовлеющие картины, занимающие первое и главное место в декоративных росписях саней, сундуков, донцев, коробей, кузовков и других — преимущественно крупных — бытовых предметов. На более мелких вещах нижегородская роспись проявляется в нескольких сдержанных вариантах цветочного орнамента. Вся иконографическая сторона нижегородских росписей носит определенный характер пригородных и городских влияний. Она в меньшей степени отражает быт и вкусы коренного крестьянства и в большей доле отзывается на эстетические запросы и тяготения пригородного слободского люда.


Коробья лубяная. Деталь росписи. Сцена винопития. Вологодская губерния

Рассмотренные школы бытовой крестьянской росписи можно считать ее наиболее характерными стилистическими выражениями; в других, менее развитых художественных направлениях, живописные течения крестьянского искусства отражаются менее значительно. Но нужно сказать, что бытовая роспись вообще по вполне исчерпывает живописную культуру крестьянского искусства и нуждается в дополнении другой огромной областью художественного труда — крестьянской вышивкой, и которой также богато выражены и должны быть здесь отмечены колористические начала народного творчества.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 9.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 11. >>>

<<<Оглавление>>>