Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 9.

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основывающегося исключительно на элементах живописи. В ней отсутствует деспотизм предварительного контура, связывавшего руку живописца. Кисть приобрела первенствующее значение; она не окрашивает безучастно и рабски ограниченные контуром детали композиции, но самостоятельно ведет, строит и располагает всю красочную архитектонику. Свободный, гибкий, изменчивый, сильный мазок нижегородской бытовой росписи придает ей живую и подвижную орнаментальность и является элементом не только красочным, но и композиционно-конструктивным. Рука мастера уверенно владеет послушной кистью и, самостоятельно и многократно разрабатывая усвоенный мотив, естественно стремится к наибольшему его лаконизму и яркой выразительности, достигая на этом пути значительного совершенства.

Жанровые сцены и отдельные органические образы (птицы, кони) этой росписи приобретают тот характерный орнаментально-растительный пошиб, который вытекает из самого способа наложении и сочетания определяющих мазков.


Донце расписное. Деталь. Сцена застольной беседы. Нижегородская роспись

Колорит и игра светотени отсутствуют и в нижегородской росписи; эти живописные эффекты замещаются употреблением значительного количества переходных оттенков цвета и культивированием дополнительных поверхностных оживок более светлых топов, имевших столь большое распространение и в русском иконописном искусстве. Краски нижегородской росписи накладываются в несколько, частично покрывающих друг друга, слоев, постепенно светлеющих; на этих подстилающих многоцветных пятнах, дающих общие очертания изображениям, производится еще более светлыми тонами (в некоторых, сравнительно редких случаях, наиболее темными) подчеркивающие и конструирующие «оживки», которые уже завершают характеристику изображаемого. Разложение всех образов и мотивов на конструктивно-красочные пятна, объединение и приведение их к живописному единству, системы метких и тонких завершающих красочных штрихов, оживляющих изображения,— все эти приемы получили в рассматриваемой росписи мастерское разрешение. Она смела и решительна во всех своих приемах. Уверенность и легкость красочного мазка граничит с виртуозностью. Небольшой объем изображаемого и коллективный опыт в его трактовке привели к богатому развитию средств художественного выражения. Рука мастера-декоратора, воспитанная долгим опытом, дает стилистически неколеблющиеся декорации. Долгая работа над созданием и развитием какой-либо композиции привела в итоге к художественной трактовке, в которой исчезли все неловкости, капризы, излишки, нелады и ошибки отдельных художников. Нижегородская роспись приобрела законченное, выкристаллизовавшееся выражение, подобно некоторым видам крестьянской резьбы; она стала традиционна и классична.



<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 8.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 10. >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи