Деревенское бытовое искусство. Часть 9.

В мотивах скобчатой резьбы особенно богато и оригинально отражен быт русского сказочного барства XVIII века. Эта изобразительная характеристика, созданная в чужой художественной среде и отличающаяся совершенно исключительной формальной силой и экспрессией, наглядно показывает широкий и мощный внутренний размах крестьянского искусства, в котором простои материал и примитивные орудия не послужили препятствием к созданию тонких и высокохудожественных композиций. Овладение деревом и приемом его художественной эксплуатации достигло в этой резьбе значительных высот. Орнаментальная порезка, здесь наблюдаемая, доступна лишь для меткой, технически сильной и артистической руки. Многовековая культура мастерства привела этот вид крестьянской пластической фразировки к неоспоримой и высокой оригинальности.


Навершья окопных обрамлений. Мотивы розеток, волют и вазона-древа. Олонецкая губерния

Контурная резьба, заключающая в своей технической манере уже элементы гравировки, также может быть здесь отнесена, как разновидность, к группе тех видов крестьянской резьбы, которые развиваются и технически оформляются путем пластической порезки вглубь. Этот вид крестьянской резьбы является характерным для того времени, когда в иконографическую область крестьянского искусства проникли новью декоративные построения жанрового характера, запечатлевающие в бытовом искусстве новые образы и наблюдения реалистического склада. Этот цикл изображений требовал для своего художественного развития новых технических подходов и приемов, более гибких и тонких. Возник особый вид резьбы, родственный графике. Острые, четкие и выразительные линейные порезки, как контур рисунка, передали сцепы и темы жанрового пошиба. В них много декоративных достоинств и стилистической изобретательности в трактовке. Контурную резьбу можно также рассматривать и как своеобразную народную графику в ее бытовом приложении к деревянным поверхностям предметов домашнего обихода.


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 8.

Деревенское бытовое искусство. Часть 10. >>>

<<<Оглавление>>>