Деревенское бытовое искусство. Часть 8.

Совершенно естественно в этом же направлении сложилась и оригинальная мелко - узорная выемчатая резьба, представляющая основной и типичный прием в орнаментации пряничных досок. Этот вид резьбы определился ее производственным характером, возник из потребности дать первичные формы для передачи чистого рельефа на пряничную ковригу. Я резьбе этих досок основные формы изображения или орнамента исполняются широкими и схематизирующими выемками различной глубины; по склонам или бортам основных выемок, четко определяющих общий рельеф изображения, производится последующая детальная обработка вглубь, состоящая из ряда повторяющихся дробных вырезок мелкого фигурного узора: зубчиков, желобков, копытц, стрелок, полукруглых гребешков и т. п. Дробно-узорная, как бы бисерная, резная грань покрывает архитектонику каждого изображения. Умелое и остроумное пользование технически-однообразным эффектом сообщает резным пряничным доскам значительную подвижность и выразительность. Вместе с тем, все изображения очень богатого иконографического цикла пряничных досок, иногда довольно разнообразные и разнокачественные по внешнему облику (как, например, птица и стол с сосудами) всегда стилистически объединены общим художественным приемом резьбы; это указывает на развитое изобразительно-декоративное дарование резчиков, свободно и творчески владеющих своим мастерством. Простота и законченность мелкоузорной выемчатой резьбы с большим художественным вкусом и техническим тактом разрешает задачу создания формовочного узорного рельефа на пряничных досках и делает эти последние выдающимися художественными произведениями народной орнаментальной пластики.


Прялка резная вологодского типа

На подобных же пластических принципах обработки дерева основан и замечательно оригинальный прием резьбы, употреблявшийся в нижегородском районе для декорации донцев (деталь прялки) — этих своеобразных деревянных картин крестьянского быта. Рассматриваемая декорация производится скобчатой резьбой с инкрустацией, в которой центральные массы изображений исполняются характерной угловатой вставкой черного дерева и дополняются подсобными орнаментальными выемками вглубь доски; эти вырезы имеют очертания скобок, изогнутых в различных направлениях, разнообразных по размерам и глубине, родственных и близких орнаментальному мазку кисти. Многоопытная, уверенная и безошибочная рука резчика достигает исключительной лаконичности и четкости форм. Несколько метких порезов, артистически тонко расположенных, дают изображениям предельную полноту художественного выражения.


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 7.

Деревенское бытовое искусство. Часть 9. >>>

<<<Оглавление>>>