Деревенское бытовое искусство. Часть 7.

Содержанием выемчато-трехгранной резьбы служат геометрические мотивы; главенствующим элементом их является орнаментально расчлененный внутри круг или розетка. Вся декорация основана на этом центральном мотиве и заключается в различных его сопоставлениях и сочетаниях. Секторы, сегменты и узорные каймы и полосы являются тем окружением, из которого всегда и повсюду глядит графически воплощенный древний символ солнца. В разработке указанных мотивов, примененных ко всем, без исключения, предметам быта, наблюдается бесконечное разнообразие вариантов и полное техническое овладение темой. Трехгранно-выемчатая резьба придает примитивному бытовому дереву органически построенное орнаментально-плоскостное великолепие.


Валек резной

Художественная традиция указанных пластических принципов, коренящихся в древне-крестьянской резьбе, продолжает преемственно сохраняться и во всех последующих видах декоративно-бытовой резьбы.


Валек резной

Ближайшей разновидностью трехгранно-выемчатой техники будет ногтевидно-выемчатая резьба, формально-технический склад которой является прямым следствием позднейшего введения в технику резьбы нового инструмента. Этот инструмент, давший новый орнаментальный характер порезки — ложчатое долото. При его участии в резьбе появилась ногтевидная и лунчатая выемка, под влиянием которой видоизменились характерные элементы геометрической резьбы и образовался, в комбинировании выгнутых, кривых, полукруглых и более гибких линий, новый строй узора. Деформированная геометрическая орнаментация стала трактоваться с своеобразным растительным пошибом — и этот вновь образованный стиль резьбы также развивался в пределах выемки и построения узора путем «обратного» рельефа.


Валек резной


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 6.

Деревенское бытовое искусство. Часть 8. >>>

<<<Оглавление>>>