Деревенское бытовое искусство. Часть 6.

Пластически моделированный рельеф занимает сравнительно небольшое место в общей картине крестьянской резной орнаментации и является наиболее поздним заимствованием городского происхождения.


Сосуд-баранчик глиняный, поливной

Пластическая сторона крестьянского искусства выражена преимущественно резьбою по дереву вглубь. В своих многочисленных приемах художественного оформления глади дерева крестьянское искусство всегда, начиная с самых древних ступеней, тяготело не к созданию пластического рельефа, а к культивированию плоскости, оживленной и видоизмененной посредством вырезов и нарезов вглубь доски. Система выемок, так или иначе конструированных, является типичнейшей чертой для всех наиболее древних, коренных и широко распространенных приемов народной резной обработки дерева. Эта художественная традиция очень глубока и неизменно выражена и сохранена во всех стилистических разновидностях крестьянской резьбы.



Зеркальце (к прялке) и гребень медные

Начальные истоки этой характерной резной фразировки и ее древнее формальное выражение следует видеть в трехгранно-выемчатой резьбе, характеризующей наиболее старые и территориально широкие ступени народного резного искусства. Примитивная по складу трехгранно-выемчатая резьба впервые нарушает слепую гладь доски и придает ее поверхности пластическую оформленность, вводя в нее игру света и тени. Декорированная подобной порезкой доска продолжает сохранять свою художественную цельность, как плоскость. Ритмически располагаемые трехгранные выемки и первоначальная поверхность доски, разнообразно чередуясь, остаются в постоянном взаимном равновесии. Этот прием по своим художественным свойствам вполне самостоятелен и нисколько не направлен в сторону образования рельефа.


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 5.

Деревенское бытовое искусство. Часть 7. >>>

<<<Оглавление>>>