Вещественный быт в искусстве. Часть 3.

В этом искусстве объединились и растворились, как соль в воде, крупицы и кристаллы индивидуальных художественных дарований; субъективные творческие начала, проникая в работу коллектива, не боролись между собой и не укреплялись во враждующих противоречиях: они везде дополняли друг друга, согласуясь между собой и спокойно подчиняясь единой определяющей и формирующей художественной воле. Один орнаментальный порез соподчинялся другому; новый вариант и прием красочного мазка согласовался с предшествующим; прежний узор нити сочетался с новым; одна форма незаметно и медленно переливалась в другую; всякий иконографический мотив видоизменялся и обогащался постепенно, не проявляясь и не исчезая сразу.


Пряничная доска однофигурная

Медленный темп развития крестьянского искусства предуказывает тесную преемственность художественных приемов, согласованность накапливающихся новшеств и формальную неразрывность мастерства. Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало.


Пряничная доска наборная. Ярославская губерния.

Постепенное вызревание художественно - технических приемов приводило бытовой организм к завершенной формальной четкости, к стилистической вычеканенности. Твердо и уверенно, технически умело и почти безошибочно протекали процессы оформления и декорирования. В руках безвестных мастеров некоторые категории бытовых предметов и отдельные экземпляры их достигали классической строгости и максимальной выразительности.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 2.

Вещественный быт в искусстве. Часть 4. >>>

<<<Оглавление>>>