Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 4

Псевдо-русский народный стиль в самых разнообразных вариантах, от наиболее старых «ропетовщины» и «стасовщины» до последних безвкусных и малограмотных подделок строгановских или талашкинских мастерских, является весьма характерным и постоянным результатом всех отмеченных попыток новой интерпретации крестьянского стиля. Они всегда приносили больше вреда, чем пользы — и забытому крестьянскому искусству, и новым образованиям и наслоениям отцветающего кустарного дела.


Очелье оконного резного наличника. Мотив льва с конской головой. Средне-волжский район

Нужно со всей решительностью отвергнуть эти искусственные извращения и искажения, столь долго господствовавшие в этой области ближайшего и практического соприкосновения русского общества с крестьянским искусством. Подлинно оригинальный, здоровый и жизнерадостный характер крестьянского искусства в этих неудачных формах был подменен бледным, вялым, больным — вполне антихудожественным — отражением. Несравненная творческая сила и художественная оригинальность деревенского бытового творчества оказались незамеченными. Лишь очень незначительная доля его характерных художественных проявлений была использована для целей возрождения кустарной промышленности. Геометрическая резьба и некоторые мотивы северо-двинской росписи оказались главными и наиболее распространенными формальными элементами, примененными к новейшим изделиям и подвергнутыми самым разнообразным внутренним и внешним искажениям. Все остальные стилистические типы, виды и варианты резьбы и росписи, вышивки и ковки, гончарства и набойки, все богатое разнообразие и оригинальность технических приемов народных конструкторов и декораторов—плотников, ткачей, набойщиков, резчиков, кузнецов, вышивальщиц, живописцев, гончаров— остались и после этих попыток неизученными и неусвоенными.


<<< Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 3

Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 5 >>>

<<<Оглавление>>>