Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 19.

Делая краткий обзор характерных красочных вариантов крестьянской вышивки, нельзя, например, не указать на небольшие вышивки (налобные части и позатыльни женских головных уборов Рязанской, Тамбовской, Нижегородской губ.), исполненные исключительно золотой или серебряной нитью. Это вышивание, почти всегда сплошь покрывающее декорируемую часть, исполнено высоким швом по веревочке, пастилу или бересте, подложенной для придания рельефа. Примитивный и остроумный способ небольшого возвышения поблескивающего золотого шва придает вышивке своеобразный пластический характер, выгодно выделяя ее по цвету и по технике из других смежных красочных и вышитых элементов головного убора. Вышивка золотом обладает характерными приметами растительно-геометрического узора в виде побегов, звездчатых цветов, спиралей, лучистых кругов и стилизованного дерева; небольшой круг этих мотивов разработан в прекрасных, несколько суровых, орнаментальных построениях.


Бурак берестяной. Деталь росписи. Мотив петуха. Северо-Двинский район

Даже и приведенный здесь, сравнительно небольшой и далеко неполный, обзор нескольких характерных художественных направлений в русской крестьянской вышивке дает представление о том огромном стилистическом богатстве, которое заключено в этой совершенно необследованной и неизученной области. Не будет преувеличением сказать, что часто, даже в пределах одной губернии, мы встречаем значительное количество разнообразных художественных и технических приемов этого широко распространенного в крестьянском быту искусства. Детальные и интереснейшие исследования могли бы быть сделаны по вопросу одного только формального изучения тех многосторонних и остроумных технических приемов и навыков, которыми владело это веками культивируемое народное искусство. Оно показывает характерную способность и мастерское уменье всестороннего пользования материалом, как художественным элементом, и техникой, как стилем; в этом искусстве вскрывается та завидная и редкая стройность и уравновешенность художественного процесса, в котором все отдельные начала, его составляющие, органически слиты и соединены в стройный и мудрый труд искусства, облекающего невзрачный быт в художественные формы.



<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 18.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 20. >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи