Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 20.

Характеризуя колористические выражения крестьянского искусства и условно относя к области живописи народную вышивку, вслед за ней, с теми же оговорками, должна быть поставлена и крестьянская набойка, также представляющая одно из своеобразных бытовых направлений крестьянского красочного творчества. Одновременно с этим набойка будет характеризовать и графические, линейные достижения этого искусства в области рисунка.

В производстве набойки окраска играла существенную роль и являлась главным художественным элементом набивного искусства; передача красок производилась в этом случае уже не от руки, как в бытовой живописи, а посредством старинного простого технического приема — оттиска (набивания) красочного узора на ткань с резных деревянных досок-манер.


Зыбка деревянная расписная. Боковая сторона. Мотив птицы-сирин. Северо-Двинский район

Набивные узорчатые холщевые ткани имели широкое распространение в старой русской деревне для изготовления различных (мужских и женских) одежд, главным образом будничных, а также и других предметов домашнего обихода — пологов, настольников и пр. Набойка ярко характеризует постоянное тяготение крестьянского вкуса в сторону красочной узорчатости. Узор всегда служил главным стилистическим признаком крестьянской эстетики. Он как бы выражал собой главную примету художественно исполненного бытового предмета. Ровная плоскость на ткани давала возможность наиболее чистого выражения и применения этой сильной эстетической склонности. Отсутствие трехмерной конструкции позволяло с наибольшей полнотой развить плоскостной узор. Благодаря этим внешним особенностям, крестьянская набойка содержит в себе весьма обширный и разносторонний репертуар народной орнаментики во всей ее исторически-бытовой сложности. В набойке мы встречаем как узоры древне-народные, проистекающие из далеких исторических глубин, так и большое разнообразие производных узоров, заимствованных и наслоившихся от различных иностранных и русских внешних технических влияний, имевших в набойке значительное место. Для чисто плоскостного узора набойки в быту встречалось всегда достаточно много орнаментальных источников в других материалах и близких техниках. Западная гравюра, восточные золотые ткани, венецианские бархаты, русские изразцы, народные лубочные картинки — из всех этих областей бытового искусства набойка заимствовала разнообразные орнаментальные мотивы. Все они, попадая в крестьянскую набойку, видоизменялись, упрощались, получали своеобразную фразировку, приобретали объединяющий их стилистический налет, характеризуемый некоторой выразительной грубоватостью очертаний и яркой декоративностью.



<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 19.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 21. >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи