Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 18.

Полную противоположность белой вологодской перевити и любопытный вариант народной вышивки с сильным колористическим уклоном представляют, например, вышивки тамбовские, примененные для украшения головных уборов, рубах, ширинок и пр. Эти малые тамбовские вышивки напоминают но своему строению своеобразные Эмали; швы мелкого геометрического узора накладываются так плотно друг к другу, что совершенно скрывают основу сурового холста; несколько интенсивных контрастирующих цветов дают исключительный по силе колорит, переливчатый и блестящий, благодаря пастилам шелка и употреблению серебряных нитей. К основной и характерной черно-серебряной гамме вышивки присоединяется расцветка коричневым, голубым, красным и желтым цветом в разнообразных оттенках. Различные геометрические вариации, топко и четко исполненные, на многие лады разнообразят тамбовскую цветовую гамму.


Прялки расписные (варианты декораций). Северо-Двинский район

Своеобразная красочность присуща также, например, вышитым оплечьям женских рубах из Олонецкой губ. В вышивке этих богатых оплечий, представляющих собой небольшие прямоугольники, также господствуют мотивы геометрических и геометризированных построений очень мелкого и сложного рисунка. Главным элементом характерных вышивок этого типа являются рисунок свастики и орнаментальное изображение конских голов; оба мотива представлены в крайне разнообразных узорных построениях, очень дробных, остроумных и технически сложных. Основной красный цвет узора этих оплечий обычно расцвечен шелками разных цветов (белый, желтый, синий, зеленый, черный) и золотыми нитями. Узор сплошь покрывает прямоугольники холста, претворенного искусным рукоделием вышивальщиц в яркую цветную ткань. Некоторые вариации узоров оплечий имеют явные следы непосредственных влияний восточных тканей в виде черных и зеленых арабесок, включенных в общую традиционную композицию.

Четкое исполнение сложного и правильного рисунка и мельчайшие швы олонецких оплечий решительно убеждают, что отнюдь не технической беспомощностью вышивальщиц следует объяснять геометризацию и стилизацию узоров крестьянской вышивки.



<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 17.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 19. >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи