Розоватая глина

Среди народных мастеров Узбекистана - гончаров, резчиков, создателей знаменитых ножей и не менее знаменитых вышивок - особое место занимает Хамро Рахимова - человек, известный далеко за пределами республики.

Хамро Рахимова - мастер лепной глиняной игрушки. Точнее - глиняной свистульки... Казалось бы, при чем здесь слово «мастер»? И почему, говоря об этом простейшем предмете ребячьего обихода, следует употреблять такие слова, как «искусство», «продолжатель славной традиции» и пр. Оказывается, следует и даже необходимо: то, что делает эта женщина, действительно подлинное искусство, связанное с одной из интереснейших традиций.

...Впервые игрушки Хамро Рахимовой показал мне самаркандский живописец Григорий Улько. Я видел их в его мастерской - две птицы нацеливались друг на друга клювиками; козел, напоминающий вымирающего архара с огромными рогами, угрожающе смотрел на зрителя.

Розоватая глина была разукрашена точками - черными и красными - и еще линиями, подчеркивающими очертания крыльев и тел. Художник восхищался совершенством форм, пластичностью, соединением бешеной фантазии с узнаваемостью, и еще тем, что вся выдумка Хамро имела реальное прикладное значение.

Потом я не раз видел в музеях и у знакомых игрушки Хамро.

Иногда это были всадники, иногда лани, слоны, иногда какие-то непонятные четвероногие с раскрытыми пастями. Собственно, «какие-то непонятные» может быть применено ко всем игрушкам Хамро: и всадники, и звери очень условны - названия, которые мы даем им, не точны. Их, этих зверей, нет ни в одном зоологическом справочнике. Это звери, созданные фантазией художника, а не природы.


<<< Вопрос о сохранении народных ремесел

Граница старого и нового города >>>

<<<Оглавление>>>