Вопрос о сохранении народных ремесел

Но совершенно ясно, что привлечение народных мастеров к этому делу могло бы, во всяком случае, оживить и разнообразить работу...

Но здесь нужна оговорка. Я за всякие виды народного искусства - и за декоративное (в том числе за сувениры). Но подчинить все традиционное мастерство «сувенирности»- это значит опошлить его.

В городке Китабе Кашкадарьинской области я разговаривал с гончаром Файзуллой Абдуллаевым. Он показал нам несколько блюд, в росписи которых традиционный орнамент оживлялся новыми решениями, но тем не менее был связан с тем, что делали деды и прадеды гончара: профессия гончара на Востоке чаще всего наследственная.

Одно из них, посвященное 2500-летию Самарканда, показалось особенно привлекательным. Но гончар меньше всего был склонен говорить о своих удачах и успехах. Он был по-настоящему огорчен тем, что любимый его труд вдруг стал профанироваться, что пошли сплошные сувениры. Мой собеседник не произнес коварного слова «экзотика», но оно все время приходило мне на память, когда я слушал гневную речь этого человека, отстаивающего традиции старых мастеров и ненавидящего профанацию подлинного искусства...

Кое-что было сказано в запальчивости, но справедлив был гнев, обрушенный на «детские забавы» (так мастер назвал глиняные фигурки - явную подделку под украинские, - которые я видел в разных городах), ненависть к формовке - каждая вещь должна быть создана лишь один раз!..

Он не знал, гончар из Китаба, что вторгается в самую гущу споров о народном искусстве и, более того, о месте традиционного в современной эстетике! А спор этот далеко не завершен... Что брать из прошлого? Что внести в современность? Где кончается искусство, красота, обаяние неповторимого и начинается предрассудок или просто подделка?


<<< Узбекистан - страна сохранившихся народных ремесел

Розоватая глина >>>

<<<Оглавление>>>