Абрам Ефимович Архипов (1862—1930)

Девушка с кувшином
Девушка с кувшином (1927)

Крестьянка в зеленом фартуке
Крестьянка в зеленом фартуке (1927)
В формировании молодого советского искусства первых послереволюционных лет большую роль сыграла деятельность многих советских художников старшего поколения. Среди них видное место занимал Народный художник Республики А. Е. Архипов.
Большая часть творческой деятельности Архипова прошла в дореволюционное время, но, современник и почти ровесник В. А. Серова, И. И. Левитана, С. В. Иванова, Архипов прожил гораздо дольше их и много и плодотворно работал уже в новую, советскую эпоху.
Архипов был почти всю свою жизнь связан с Москвой. Но все его творчество посвящено русской деревне, крестьянской жизни, русской природе. Выходец из крестьянской среды (он родился в деревне Егорове, в глуши Рязанской губернии), Архипов всегда оставался верен избранной им крестьянской теме. Творческая деятельность художника продолжалась почти полвека, и за это время искусство его существенно видоизменялось в своих внешних формах. Ранние работы настолько отличаются от позднейших, что их можно приписать кисти разных художников. Но тем не менее через все творчество Архипова проходит одна черта — это демократичность, крепкая, живая, постоянная связь с народом, неизменная любовь ко всему русскому, родному, национальному.
Искусство Архипова многообразно. Первые полотна — это жанровые и жанрово-пейзажные картины, сюжеты и мотивы которых взяты из повседневной крестьянской жизни. В 1900-х годах преобладающим жанром становится пейзаж. В 1910-х годах Архипов возвращается вновь к изображению деревенского быта и типов русского крестьянства, отдавая теперь среди них предпочтение женским крестьянским образам. В послереволюционные годы они становятся главной, основной темой его творчества.
Образ русской женщины-крестьянки занимал художника еще с ученических лет. Среди ранних работ Архипова встречаются такие проникновенные, с удивительной реалистической силой написанные небольшие этюды, как «Старуха с прялкой», «Старуха с мешком на коленях», а также жанровые картины, посвященные житейским будням и безрадостной доле женщины-крестьянки царской России («Посещение больной», «Пересуды», «Поденщицы на чугунолитейном заводе» и другие). Но только в советскую эпоху художник всецело посвятил себя этой задаче и образ женщины-крестьянки занял первенствующее место в искусстве Архипова.
Начало работы над крупными портретными изображениями крестьянок стоит в связи с написанием последнего жанрового полотна «Гости» 1914 года, когда в процессе работы над картиной, в поисках нужных образов художник делал этюды с натуры. Работая над этюдами, передавая в них внешний облик и общий характер заинтересовавшей его модели, Архипов и пришел к мысли о создании портретов крестьянок как самостоятельных произведений.
Часть таких работ выполнена была Архиповым еще до 1917 года. Но первые портретные изображения русских крестьянок уступают большинству позднейших в верности и полноте характеристики, живописном мастерстве, свойственном Архипову колористическом блеске. В них заметно преобладание этнографического интереса. Как художника-колориста Архипова интересует прежде всего звучность сочетания ярких цветов одежды, и характеристика лица отходит на второй план. Стремление к цельной художественной характеристике, к выражению внутренней содержательности портретируемых чувствуется в отдельных работах, но не всегда оно увенчивается успехом, и временами девушки и женщины на полотнах 1916—1917 годов выглядят наряженными в крестьянские костюмы натурщицами.
Задача создания в живописи типического образа русской крестьянки нашла свое настоящее воплощение в произведениях, исполненных Архиповым уже после революции. Закономерно, что именно новая, революционная эпоха помогла художнику реализовать его замысел.
Величайший в истории социальный переворот освободил крестьянство, веками испытывавшее гнет крепостничества, самодержавия и капитализма. Таившиеся под спудом творческие силы народа получили возможность широкого применения и всестороннего развития. Это послужило стимулом и в деятельности художника, всегда ощущавшего народную одаренность и силу. Революция оказала благотворное, оживляющее воздействие на художника, который сам вышел из народа и вдохновлялся постоянно народными образами: в советскую эпоху им была создана многочисленная галерея портретов-типов русских крестьян, среди которых преобладающими были женские крестьянские образы. В этих произведениях по-новому выявились большое дарование и живописный темперамент художника.
С молодой энергией, с настойчивостью и упорством исканий, свойственными всегда художнику, пишет он красочные, жизнерадостные портреты цветущих, веселых крестьянок, одетых в пестрые, нарядные ситцы, полных нерастраченных сил, здоровья и душевного равновесия. Одними из лучших в серии названных портретов являются «Девушка с кувшином» и «Крестьянка в зеленом фартуке» (обе 1927), принадлежащие Государственной Третьяковской галерее.
Лицо «Девушки с кувшином» нельзя назвать красивым, но оно привлекает молодостью и жизнерадостностью. На девушке яркая одежда, делающая праздничным весь ее облик. Оранжевая кофта, розовый передник и красная юбка дают очень красивое сочетание горячих, пылающих цветов. Цвета эти звучат еще сильнее, подчеркнутые темным пятном стены и интенсивной голубизной эмалированной чашки, которую держит крестьянка. Прекрасно написаны нитка бус и полива глиняного кувшина. Пышные рукава кофты, широкая юбка скрывают линии фигуры, но форма выявлена, и очень пластично, объемно написаны лицо и шея. Броская красочность портрета оправдана и закономерна. Она один из компонентов раскрытия образного содержания. Художника радует облик цветущей деревенской девушки с уверенным и смелым взглядом, покоряющей своей непосредственностью и жизнерадостностью. Она для него — олицетворение силы, здоровья и светлого будущего народа, пробудившегося к активной и свободной жизни.
В портрете «Крестьянка в зеленом фартуке» изображена уже не молодая, но крепкая и здоровая женщина. Задорно и весело смотрит она на зрителя, сверкая белизной зубов. Переполняющая ее, играющая в ней сила, разудалость натуры сквозит в смеющемся румяном лице и в крепкой фигуре, а также в звонкости и яркости красок, в вызывающей смелости контрастных цветовых сопоставлений. На женщине пестрая одежда — вышитая кофта, расшитый передник, черная бархатная кацавейка, блестящие стеклянные бусы. Самые смелые красочные сочетания берутся художником для того, чтобы подчеркнуть яркость и мажорность образа крестьянки: кофта и платок красные, передник ярко-зеленый, бархат черный. В этой женщине есть что-то богатырское.
Это подчеркнуто и композицонным расположением фигуры, занимающей три четверти холста и срезанной внизу рамой.
В портретах такого рода есть черты монументальности. Этому способствует само построение картины, при котором фигура занимает почти все поле ее. Художник обычно оставляет лишь небольшой кусок для фона или обобщенно намеченного окна сзади. Изображение всегда поколенное или поясное. Однако поза никогда не повторяется, и каждому портрету, несмотря на преобладание красного, пунцового и розового, присуще свое колористическое решение. Но при броской яркости костюма лицам портретируемых художник придает большое значение. Лицо не дается уже так обобщенно, как, например, в картине «Гости» или в некоторых первых предреволюционных изображениях крестьянок. Сохраняя всю колоритную характерность костюма, увлекаясь красочностью его, Архипов вместе с тем, работая над лицом портретируемой, выявляет пластичность его, передает выражение глаз, улыбку и на этом сосредоточивает главное внимание. Красочность не перерастает здесь во внешнюю декоративность, а лишь усиливает эмоционально-эстетическое звучание образа.
Архиповские крестьянки привлекают к себе простотой и естественностью позы, открытым лицом, веселым взглядом. В их улыбке, часто лукавой и игривой, видно радостное отношение к жизни. Художник изображает их в привычной для них обстановке, хотя она не всегда дается в полной конкретности. Часто около портретируемой изображается только какой-либо предмет крестьянского обихода — кринка, чашка, кувшин, корзина, ткань и т. д.
Женских крестьянских портретов написано художником в последнее десятилетие его жизни много. Они пользовались неизменным успехом на выставках — и на родине и за рубежом.
В. А. Гиляровский посвятил Архипову стихотворение «Русские женщины», в котором верно выразил то, что восхищало художника в рязанских, тверских и тамбовских крестьянках, служивших ему натурой. Гиляровский писал, что загорелые, солнцем залитые бабы

...Ничего-то не боятся —
Им работать да смеяться!
— Кто нас краше? Кто сильней?
Вызов искрится во взорах...
В них залог грядущих дней.
Луч, сверкающий в просторах,
Сила родины моей!

Архипов возвращается постоянно к этим образам, не ограничиваясь задачей дать яркое изображение зрительно интересной натуры. В работах этих видно желание дать обобщенный образ силы и своеобразной красоты русского крестьянства. И пишет ли Архипов смеющуюся деревенскую молодицу, пожилую здоровую крестьянку, лохматого пастушонка или нахмуренного старика, он подчеркивает в них прежде всего жизнеспособность, выносливость, физическую и духовную крепость — те национальные черты народного характера, которые всегда были присущи русскому крестьянству. Но в крестьянских портретах он выражает и мысль о самобытности, крепости, могучих жизненных силах народа, свергнувшего царизм и уничтожившего капиталистический строй.
В полотнах Архипова, красочных, полнозвучных, блещущих радостью жизни, зрители видели яркое выражение того нового, что родилось в жизни и искусстве Советской России. Полотна эти были вкладом художника в дело становления молодого советского искусства.
Созвучное своим оптимизмом духу времени, творчество Архипова откликалось на запросы новой эпохи тем, что оно шло от жизни, было крепко спаяно с ней и что оно ставило и по-своему решало проблему создания образа нового человека.


<<< Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930) <<<
>>> Василий Никитич Мешков (1867—1946) >>>