Вячеслав Францевич Загонек (1919—1994)

Утро
Утро (1960)

Того, кто за повседневной деловой суетой и спешкой черствеет душой, забывая об удивительном и прекрасном мире вокруг нас, художник как бы останавливает, восклицая: «А как же голубое небо, зелень, омытая дождем, радуга, цветенье черемухи, весна и осень, заставляющие биться человеческое сердце то сильнее и радостнее, то умиротвореннее? Разве все это не ценности, принадлежащие нам по праву? Да и не хлебом единым жив человек! И в жизни есть не только проза суровых, деловых отношений, но есть и поэзия. Она — в самом простом: в багряных трепетных листьях осинок или хотя бы в луже, над которой взметнулась шумная стая гусей и в которой отразилось весеннее небо».
Природа — соучастница жизни человеческого сердца. Воспринимая природу, мы приходим к ощущению полноты и радости бытия.
Вячеслав Загонек — лирик. Именно как мастер лирического пейзажа он стал известен широкому кругу советских зрителей.
Природа для Загонека — это не просто приятный для глаза, внешне красивый вид. В своих произведениях живописец показывает, что вся жизнь человека, его труды и заботы связаны с родной землей, с родными полями и реками, со сменой времен года. Все эти мотивы даются не первым планом, без малейшего «нажима», человек не просто «вводится» художником в пейзаж — он действительно живет в природе.
В своих картинах художник проявляет интерес не столько к передаче внешних действий людей, сколько к раскрытию духовной взаимосвязи человека с окружающей его природой. Путь лирического претворения впечатлений действительности является наиболее органичным для художника.
Интересно отметить пристрастие пейзажиста к вполне определенным мотивам и состояниям природы. Среди его картин, да и, пожалуй, среди этюдов вы не найдете изображений буйного цветения лета, слепящего июльского солнца или глухой и жестокой зимы. Загонека влекут к себе весна или осень — времена года, когда природа изменяется на глазах, когда человеческое сердце живет, быть может, наиболее интенсивной эмоциональной жизнью. Возможно, именно эти переходные состояния природы и соответствующие им полутона различных чувств человека ближе лирическому складу дарования художника.
Картина «Утро» весьма характерна для творческой индивидуальности Загонека. Девушки и парни с присущим молодости задором и энергией отправляются на работу. Мажорное беспокойство, бодрость и свежесть выражены всем образным строем картины, переданы ее ритмом, контрастами светлых и темных одежд, звучным колоритом. «Утро» полно звуков. Здесь и суматошный гогот вспугнутых гусей, и тарахтение трактора, выбрасывающего клочки сизоватого дыма, и смех и возгласы девушек. Колорит картины передает бодрящий холодок утра, нежную яркость озими, омытой первыми дождями, синеву неба, опрокинутого в луже. Повышенная красочность, декоративность картины как нельзя лучше отвечает юному задору, оптимистическому ощущению трудовой весны. Активное начало художник видит во всем: и в людях и в природе. Решителен шаг девушек, буйной радостью жизни одержима гусиная стая, кажется, что сама земля движется, живет, волнуется. Тонкие стволы берез напористо прорастают сквозь сырую, темную землю.
Картина «Утро» современна своим мировосприятием, в ней чувство нового органически сочетается с проникновенной лирикой русского пейзажа.
Почти каждый пейзаж-картина Загонека представляет собой вполне завершенный по мысли и исполнению художественный образ.
Вдумчивый и требовательный к себе художник, Загонек занимает одно из видных мест в ряду ленинградских пейзажистов. Его творчество находит горячий отклик в душе зрителя. Своими произведениями художник напоминает нам, что в общении с природой люди становятся чище и лучше, что природа—это неиссякаемый источник духовного обновления человека.



<<< Лидия Исааковна Бродская (1910—1991)

Гелий Михайлович Коржев (род. в 1925 г.) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи