Лидия Исааковна Бродская (1910—1991)

Лес в снегу
Лес в снегу (1960)

Трудно, очень трудно сказать, в какое время года русский лес наиболее красив. У каждого времени свои краски, свои наряды. Ранней весной едва лопнувшие почки деревьев образуют на фоне синевы неба такой причудливый и нежный кружевной узор, что дух захватывает от восторга перед удивительным и неповторимым совершенством мастерства художника-природы.
А как рассказать о багряном золоте осени, пышной, сочной, с множеством оттенков зелени лета или о снежных шубах на плечах могучих елей в зимнем завьюженном лесу!
У каждого художника есть своя любимая пора в жизни природы. Сколько невыразимой прелести находил Левитан в осеннем пейзаже, чуть грустном, мягком и поэтичном. А для Шишкина не было более привлекательной поры, чем знойный летний полдень. Бакшеев и Бялыницкий-Бируля больше всего любили весну, а Грабарь и Юон — снежную зиму.
Примеров можно было бы привести очень много, причем можно говорить не только об излюбленном тем или иным мастером времени года, но и любимом состоянии природы, ее оттенках и настроениях — все ведь зависит от душевного склада художника.
Л. И. Бродская больше всего любит зиму и самое начало весны. Романтик по натуре, она именно в зимних мотивах находит отклик своим представлениям о прекрасном. Зимний лес напоминает сказку, эпическую былину. Причудливые формы елей, переплетающиеся ветви и сучья рождают множество ассоциаций, тишина и удивительный, ничем не нарушаемый покой умиротворяют, восхищают, заставляют думать о величии и вечной красоте природы.
Бродская неоднократно возвращается к излюбленной своей теме — «Заснеженный лес», «Зимние сумерки», «Лес в снегу», «Морозное утро», зимние этюды...
Писать зиму трудно: холодно, стынут пальцы, падающие хлопья снега смешивают краски на палитре, но какие могут быть трудности и преграды, когда речь идет о деле всей жизни — искусстве.
Картина «Лес в снегу» экспонировалась на художественной выставке «Советская Россия» Бродская рассказывает о работе над этой картиной: «Этюды к ней делались на Истре. Материал собрался значительный. Когда начала работать над картиной, она сложилась легко и просто, что очень редко бывает в моей практике. Может быть, это случилось потому, что я так люблю и чувствую зиму, либо потому, что эта картина уже была создана в моем воображении. Бесконечно много раз я писала до этого зимние пейзажи — и утренние, и на закате, и освещенные призрачным светом луны, и в уборе инея. . .»
Художница поведала в своем произведении сказку зимнего русского леса, дремучего, непроходимого. Ни следа человека или зверя в этом глухом уголке. Тишина, покой.. . Иногда только зашуршит ветка, дрогнет, сбросит тяжесть снежного покрова и выпрямится снова, чтобы одеться в новое снежное платье. Холодные зеленовато-серые тона, серо-синие блики на снегу.. . Надвигаются сумерки. Холодно и прекрасно в этом глухом лесу.
Картина крепко построена, тщательно композиционно продумана, проработан первый план, обобщены дали — кажется, что вся она написана с натуры, в этом самом глухом уголке леса. На самом деле это, конечно, не так. Художница, работая в мастерской, пользуется в полной мере не только этюдами с натуры, но и мобилизует всю свою фантазию, все знание русского леса, всю свою способность живо представить в воображении обобщенный образ природы.
Способностью «сочинять», «фантазировать», создавая картину, наделены далеко не все художники. Левитан говорил, что «есть художники, которые прекрасно пишут этюды, а картины написать не умеют».
Умение использовать этюдный материал для создания картины, подытожить в ней свои мысли и впечатления — очень ценное качество художника, и у Бродской оно есть. Картины ее никогда не бывают просто увеличенными этюдами, они всегда глубоко продуманы и хорошо построены. Этюды, которые она собирает для той или иной картины, помогают ей сохранить свежесть первого впечатления, проверить цветовые соотношения, поразившие ее в природе.
Пристально и любовно художница вглядывается в природу, подмечает ее потаенную жизнь, ведет искренний и неторопливый рассказ о ней. Она избегает случайностей, бережно относится в своем повествовании к деталям и подчиняет все основному замыслу — созданию обобщенного образа родной природы.
Бродская — художник одной привязанности, одной темы, одной страсти. Русская природа во всем величии ее масштабов, торжественности, красоты и безграничности просторов — вот в чем содержание ее творчества.
Поэтичная и нежная «Весна», хмурый и могучий «Лес в снегу» — картины, экспонировавшиеся на выставке «Советская Россия», наглядно показали, как возросло в последние годы мастерство художницы. Ее новые картины, посвященные Енисею и Байкалу, в которых художница рассказывает о природе, покоренной человеком и послушной ему,— начало нового этапа в ее работе.
От подмосковных пейзажей к пейзажам Оки и Волги, Украины и Урала, к пейзажам Сибири, Байкала, Енисея и Ангары — эпическим пейзажам-картинам, воспевающим величие и многообразие русской природы,— вот путь художницы.



<<< Нина Леонидовна Веселова (1922—1960)

Вячеслав Францевич Загонек (1919—1994) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи