Нина Леонидовна Веселова (1922—1960)

Портрет председателя колхоза «Гвардеец» М. Г. Долгова
Портрет председателя колхоза
«Гвардеец» М. Г. Долгова
(1959)

Во весь свой богатырский рост стоит перед нами хозяин земли. Его лицо осветилось доброй улыбкой. Трудно расстаться с этим удивительным человеком. Хочется подождать, когда он окончит разговор по телефону, даст последние указания бригадирам и повернется к нам. Интересно поговорить с таким человеком. Многое мог бы он рассказать и о себе, и о людях, которые живут и работают рядом с ним, о сложном, большом хозяйстве.
Ведь не случайно вскоре после того, как мы познакомились с ним по картине Н. Л. Веселовой, на одном из Пленумов ЦК КПСС имя председателя колхоза «Гвардеец» М. Г. Долгова было названо в числе лучших руководителей колхозного села.
Мы уже раньше встречались с его односельчанами — знатными доярками Р. И. Маньковой и Е. В. Русовой, знаем их по портретам, исполненным ленинградскими художниками А. Пушниным и Веселовой; помним портрет юной свинарки К. Титовой работы Л. Кабачека. А в 1960 году на выставке «Советская Россия» увидели портрет и самого Долгова в окружении его земляков. Это произведение Веселовой сразу же заняло место в ряду лучших достижений советского портретного искусства.
Строго говоря, это не портрет, а портрет-картина с внутренней сюжетной завязкой.
В конторе рядом с Долговым присутствуют и другие колхозники, но они заняты своим делом, и мы не можем разглядеть их лиц. Кто-то отвернулся, кто-то скрылся за широкой спиной председателя, и лишь молодой бригадир, с темным, как бронза, от загара лицом, стоит к нам вполоборота.
Сама жизнь подсказала композиционное решение полотна. Однажды Веселова пришла в правление колхоза. За окном светилось раннее бирюзовое утро, а здесь уже собрались несколько человек. По всему было видно, что пришли они сюда на минутку. Председатель давал им какие-то указания. Обычная, деловая, будничная обстановка. И вдруг раздался телефонный звонок, к аппарату подошел Долгов. Во время разговора на его лице заиграла улыбка. В этот момент он остался как бы наедине с собой и вместе с тем тесно связанным с колхозниками.
За свою короткую, но полную творческого напряжения жизнь Веселова создала ряд произведений, занявших заметное место в советской живописи.
«Каждый советский художник мечтает о том, чтобы его труд влился в труд всего народа. И поэтому, когда он берется за ту или иную тему, вопросы о том, является ли она нужной и значительной, раскрывает ли она большое в малом, не мелка ли она, всегда перед ним в первую очередь». Так писала Веселова вскоре после окончания художественного института, выйдя на путь самостоятельного творчества. Стремясь запастись новыми впечатлениями, поближе столкнуться с жизнью, она вместе с такими же молодыми ищущими художниками Л. Кабачеком и А. Пушниным совершила длительную поездку по стране. Знакомство с картинами родной природы, с простыми людьми труда поразило и вдохновило ее. С жадностью истинного таланта она самозабвенно впитывала новые впечатления. Постепенно шире и глубже становился ее взгляд на мир, она стремилась полнее и интенсивнее охватить и отобразить в своем творчестве все многообразие жизненных явлений. Простые советские люди стали героями ее картин «Перед третьим гудком» и «Шоферская весна», привлекших внимание зрителей своей простотой, искренностью и поэтической свежестью.
Образы героев картин и портретов Веселовой не являются повторением внешнего облика портретируемого: это образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей, путем определенного обобщения, образы, далекие от пассивной передачи действительности.
Таков и «Портрет М. Г. Долгова». Чем же вызван успех этого произведения? Прежде всего тем, что здесь создан необыкновенно яркий и типичный образ советского человека — нашего современника, хозяина своей страны, сознательно и целеустремленно строящего основы коммунистического общества. Герой картины не позирует, а живет на холсте полнокровной жизнью, волнуя и покоряя зрителя своей яркой убедительностью.
Острая наблюдательность, стремление увидеть самое характерное в портретируемом, воспроизвести подлинную жизнь живописными средствами придают этой портретной картине особую ценность.



<<< Иосиф Александрович Серебряный (1907—1979)

Лидия Исааковна Бродская (1910—1991) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи
Звездные войны