Михаил Павлович Труфанов (1921—1988)

Горновой
Горновой (1955)

Можно сказать, что героический труд советских рабочих для Михаила Труфанова не просто «производственная тема», а основа художнического мировоззрения. Из мастерской живописца вышел целый цикл картин о горновых, шахтерах, доменщиках Донбасса. Труфанов знает и чувствует своих героев. «Работать так, чтобы было не стыдно показать шахтерам»,—вот творческая установка художника, повествующего о людях Донбасса без лести, сурово и лаконично.
В произведениях, посвященных теме труда, Труфанов в полной мере раскрывает свои способности. Он не идет по пути примитивной повествовательности в решении этой ответственнейшей темы. Для работ художника характерно строгое и четкое композиционное построение, точный отбор немногочисленных деталей, сочетание монументальности с жизненной простотой и естественностью образа.
Стремясь к обобщению, избегая суетливости, многословия, Труфанов изображает горновых, доменщиков, шахтеров не в момент их физического напряжения, а в момент отдыха или хотя бы краткой передышки. Это позволяет живописцу выявить величавую пластичность фигур рабочих, передать их потенциальную силу, выразить горделивое достоинство тружеников.
Одно из наиболее впечатляющих и зрелых произведений художника — картина «Горновой».
Чем же интересна эта картина?
«Пересказать» ее нелегко, так как она не отличается занимательностью сюжета. Композиция ее весьма немногословна: фигура рабочего — горнового — изображена на фоне индустриального пейзажа. Однако такое «бедное» по своей фабуле произведение оказывается очень богатым по заключенным в нем чувствам. Картина не иллюстрирует событие, она представляет собой сложный и цельный художественный образ.
Трудно точно определить, как сложился этот замысел.
В нем преломились и впечатления детства, проведенного в Донбассе, когда в душу будущего художника проникло острое ощущение грандиозности совершающихся работ, и многочисленные беседы с доменщиками и сталеварами при последующих поездках молодого живописца на родину, и желание сказать в искусстве что-то свое.
Человек дается крупным планом. Художник изображает горнового в момент кратковременной передышки, «перекура». Широкая грудь горнового блестит от испарины: мы видим, что труд его нелегок, но вместе с тем на лице, озаренном пламенем, улыбка, и зритель чувствует, что работа для этого человека — радость.
Опираясь на металлические перила и широко раскинув руки, рабочий стоит в непринужденной позе, и его сильная фигура ясным силуэтом вырисовывается в предрассветной дымке. И состояние природы, изображенной в тот момент, когда ночь начинает уступать свои права утру, созвучно ощущениям человека, отдыхающего после работы. За спиной горнового ощущается напряженная жизнь: мерцают огни, проносятся клочья дыма, мы словно слышим гудки маневрирующих паровозов, воспринимаем ритм грандиозного, не прекращающегося ни на минуту труда.
В образе горнового художник сочетает черты простоты и величия. Перед нами и обыкновенный рабочий, в руке которого мерцает горящий огонек папироски, и человек — творец большого дела, более того, хозяин всего того, что его окружает. Недаром его фигура, несколько приподнятая по отношению к линии горизонта, так пластически органично связана со всем пейзажем. Глубоко оправдан и вытянутый в ширину формат картины, помогающий почувствовать размах того дела, участником которого является рабочий.
В картине все находится в движении, в становлении, в борьбе противоположных начал: в фигуре горнового чувствуется здоровое утомление и готовность к новой работе. Простота его облика величава, романтика наполняет обыденное, временный покой окружен непрекращающимся движением, ночь сменяется утром, оранжевые, горячие отблески пламени борются с холодными сиреневыми бликами начинающего светлеть неба. Все это и делает образ горнового — рабочего Советской страны — особенно жизненным, правдивым, волнующим. Сочная, богатая оттенками живопись картины, сдержанная и насыщенная по цветовой гамме, неразрывно связана с общим образным строем полотна, усиливает производимое им впечатление.
Цельностью и значительностью художественного образа картина Труфанова характерна для творческих устремлений, проявившихся в советской живописи за последние годы.
«Горновой» — произведение больших мыслей и чувств, выражающее героический пафос нашей эпохи, эпохи борьбы и созидания.



<<< Дмитрий Константинович Мочальский (1908—1988)

Георгий Григорьевич Нисский (1903—1987) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи