Владимир Александрович Серов (1910—1968)

Ходоки у В. И. Ленина
Ходоки у В. И. Ленина (1950)

Картина «Ходоки у В. И. Ленина» принадлежит к числу лучших произведений известного советского художника В. А. Серова, который много лет неустанно трудится над историко-революционной темой. В своей картине он достиг большой человечности трактовки сюжета, серьезно и задушевно рассказал о первых революционных годах, о вожде партии и простых советских людях. Тщательно и любовно написанная, картина покорила зрителя и стала одним из самых популярных произведений советской живописи.
Уже давно, выполняя картины, посвященные образу Ленина — государственного деятеля, Ленина — оратора, выступающего перед массами, художник мечтал показать великого человека в тесном, дружеском общении с народом.
На протяжении ряда лет тема «Ходоки у В. И. Ленина» увлекала Серова своей глубиной, большим содержанием, и он постоянно возвращался к задуманному сюжету. По словам художника, он долго «подкрадывался» к своей теме и ждал, когда образ станет в его воображении совершенно ясным. Постепенно додумывалась каждая деталь, и картина уже во всех подробностях стояла перед мысленным взором художника. Именно поэтому, когда Серов начал воплощать образ на холсте, работа спорилась. Картина писалась легко, уверенно, с большим творческим подъемом.
Художник рассказывает зрителю о том, уже далеком, времени, когда кипела борьба крестьян с кулаками, которые отказывались продавать хлеб по твердым ценам и прятали его от государства. Стране грозил голод. Шел суровый 1918 год. Рабочий класс пришел на помощь своему верному союзнику — трудовому крестьянству: были созданы комитеты бедноты. В этой обстановке в новой советской деревне возникали сложные жизненные вопросы.
И вот к штабу Октября — к Смольному, к Ленину — двинулись крестьяне-ходоки. Под старинными сводами застучали грубые сапоги, по длинным коридорам зашагали представители народа, облеченные полномочиями своих земляков.
Художник изобразил Владимира Ильича в беседе с тремя крестьянами-ходоками. Льется тихая, неторопливая речь одного из них. Мы узнаем комнату в Смольном, простой круглый столик и кресла в сероватых чехлах. Ничего лишнего. Ничто не разбивает нашего внимания, сразу привлеченного к душевному состоянию изображенных художником людей. Картина уже держит нас в плену. На нее хочется смотреть долго, не отрываясь.
Серьезное, внимательное лицо Ленина, его высокий лоб, рука, остановившаяся с зажатым в ней карандашом — все это удивительно знакомо. Художник показал скромность и деловитость вождя в общении с массами, живого, обаятельного человека, Ильича, к которому, как к свету, тянулась душа народа.
Образ Ленина, выделенный на светлой просторной плоскости стены, композиционно связан с образами крестьян-ходоков. Продуманно и тонко передал художник их душевное состояние. Они пришли сюда за правдой, и то, о чем сейчас говорит пожилой крестьянин, — главная забота их жизни.
В образе старика на первом плане картины Серов раскрыл долгие годы волновавший его тип русского крестьянина, уже изображенный им в ряде других картин. Автор любит и близко знает этого человека, его характерный внешний облик, выражение озабоченного лица. Здесь все подмечено в жизни.
Перед нами крестьянин-бедняк. За его спиной — годы лишений, подневольного труда. И сейчас он пришел сюда, в Смольный, как посланец народа, спросить у Ленина о самом заветном и главном.
Необыкновенно жизненное движение рук этого крестьянина запечатлел художник. Привычным жестом, загибая заскорузлые пальцы, он как бы подтверждает сказанное. Тихое, сосредоточенное выражение усталого лица, согнутая линия спины, растрепанная седая борода правдиво раскрывают и возраст и судьбу этого вечного труженика, ставшего теперь хозяином земли. Художник создал убедительный образ, которому веришь, в котором нет ничего показного, надуманного.
Второй крестьянин также примечателен углубленной жизненной характеристикой образа. Человек средних лет, одетый в старую военную шинель, сидит, погруженный в свои думы. Этот — из тех бывалых солдат, что, стихийно бросая оружие на фронтах первой империалистической войны, широким потоком растекались по стране, вместе с рабочим классом вершили революцию, строили новую жизнь, защищали завоевания Октября.
Типичный жест правой руки крестьянина, прижатой к подбородку, упрямые пряди русых волос и складки на лбу выдают сильный характер человека волевого, с природным умом, способного бороться с любыми трудностями. По своему внутреннему содержанию этот образ значительно углубляет взятую художником тему, делает ее конкретнее.
Третий ходок, стоящий в глубине за креслом, несколько повторяет тип и характеристику старика на первом плане: они похожи, как родные братья. Однако пристальное внимание, с которым этот крестьянин ждет ленинского ответа, индивидуализирует его образ. Старик весь обратился в слух и, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.
Серов создал глубоко типические национальные образы. Существенные черты характеров русских крестьян, пытливо размышляющих о больших переменах в их жизни, переданы художником очень правдиво. Именно такое раскрытие образов и предполагает метод социалистического реализма, требующий от художника широкой типизации явлений действительности. Общее, характерное для целого класса или слоя людей выражается в конкретном, частном, индивидуальном преломлении, без чего образ лишился бы жизни, потускнел, превратился в схему.
Картина Серова «Ходоки у В. И. Ленина» вызывает в памяти лучшие произведения художников-передвижников, глубоко раскрывавших большое идейное содержание в типических образах людей своего времени, обладавших поразительным мастерством в передаче душевных движений человека. Именно эти гуманистические основы русского демократического искусства по-своему развил в своей картине Серов.
Правдивое и глубокое по содержанию произведение, созданное Серовым, отличается своей законченностью. Последняя выступает здесь в том правильном понимании завершенности картины, когда содержание и форма неразрывно между собой связаны, когда идея художественного произведения выражается с предельной полнотой.
Простота и ясность композиции, лаконичность повествовательного начала являются большим достоинством картины «Ходоки у В. И. Ленина». В основу композиционного решения положено продуманное развитие сюжета, четкая организация действия.
Все в картине подчинено определенному моменту, одновременности и взаимосвязи внутреннего состояния героев, раскрытого в ясно читаемых движениях, жестах. Именно поэтому цельный образ картины предстает и как нечто сложное, и как нечто простое, жизненное, доходчивое. Здесь нельзя ничего передвинуть, переместить, ибо это не только нарушило бы заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник); такие изменения нарушили бы целостность самого содержания картины, которое художник раскрыл во всех деталях ее композиционного строя.
Немногочисленные, но убедительные, наглядно и логически между собой связанные детали правдивого повествования, характерного для творческого почерка Серова как мастера социалистического реализма, направлены на раскрытие идеи картины — единения партии и народа. Строго продуманное развитие повествовательного начала композиции, всех элементов действия в картине является сильнейшим ее качеством.
Проследим за тем, как последовательно художник строит действие, как создается определенный внутренний ритм, рождающийся в жестах и движениях, «поддержанных» наличием немногочисленных, но красноречивых деталей, определяющих конкретное состояние героев картины в момент их задушевной беседы с вождем.
Наиболее сильно обрисовано «говорящее» движение рук старика-крестьянина на первом плане картины. Это движение прежде всего обращает на себя внимание зрителя и служит конкретной завязкой сюжета в определенном его моменте. Внося в картину такие, казалось бы, незначительные детали, как сброшенная на пол котомка старика, его забрызганные дорожной грязью сапоги, художник рассказывает о предшествующем времени, когда крестьяне, пройдя немало верст пешком по размытым в осеннюю распутицу дорогам, переступили порог этой комнаты. Автор картины как бы раздвигает рамки изображенного события, заставляя зрителя думать, дорисовывать, будит ряд ассоциаций.
Характерный, более сдержанный жест бывшего солдата контрастирует с тем открытым вопросом, который, кажется, звучит в жесте рук первого крестьянина. В движении фронтовика хорошо выражено состояние человека, продумывающего свою будущую речь; он как бы удерживается от желания перебить своего старшего товарища и ждет удобного момента вступить в беседу. Одновременно его жест намечает переход к тихому, сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом, к осторожному, легкому движению его рук.
Показывая Владимира Ильича в состоянии пристального внимания к речи собеседника, рисуя спокойное движение фигуры вождя, художник вместе с тем подчеркивает свойственную Ленину подвижность; положенная на край стола рука с застывшей в воздухе кистью своим движением как бы предваряет минуту, когда будут произнесены ответные ленинские слова. Это подтверждает и портретное сходство образа и, главное, человечность и простоту Ленина, его готовность быстро ответить на вопрос.
«Говорящее» движение рук старика-крестьянина, сдержанный жест фронтовика, напряженное ожидание ходока, стоящего за креслом, и, наконец, переходное состояние от покоя к движению в образе Ленина — все эти жизненные элементы общего действия в картине объединяют ее героев в единое целое. Отсюда впечатление свершающегося на наших глазах события.
Характер композиторской работы Серова в картине «Ходоки у В. И. Ленина» отличается технической завершенностью, исполнительским мастерством. Уверенное и точное письмо как нельзя лучше соответствует спокойному тону повествования, сдержанным и хорошо сгармонизированным тональным отношениям. Каждый изображенный в картине предмет получает свою четкую характеристику.
Великолепно передал художник старый, поношенный полушубок, каждую складку, клочковатую овчину. Невольное восхищение вызывает живописная техника, с которой написан залепленный высохшей грязью крестьянский сапог. Выразительно переданы тускло поблескивающая поверхность дощатого крашеного пола, чехлы из грубого небеленого полотна. Все в картине внимательно прорисовано, добротно написано.
Неисчерпаема ленинская тема в искусстве. Существуют различные творческие подходы к ее решению. Различен и творческий почерк советских художников, работающих единым для всех методом социалистического реализма. Мы не ошибемся, если скажем, что скромная по размерам, проникновенно написанная реалистическая картина Серова «Ходоки у В. И. Ленина» не потеряет своего значения как серьезный этап в развитии ленинской темы в нашем искусстве. Глубокий внутренний смысл этого выдающегося произведения заключается в том, что образ народа, созданный художником, отражает в себе образ Ленина, образ партии.



<<< Василий Васильевич Мешков (1893—1963)

Федор Павлович Решетников (1906-1988) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи