Василий Васильевич Мешков (1893—1963)

Сказ об Урале
Сказ об Урале (1949)
За более чем сорокалетний период своей истории советская пейзажная живопись достигла замечательных успехов. Возникло и получило развитие большое количество ее разновидностей. Так называемый «чистый» пейзаж формируется не менее успешно, чем городской или индустриальный пейзаж. Произведения эпического характера получили такое же признание, как пейзажи настроения, овеянные тонкой лирикой. Эти качества делают советскую пейзажную живопись чрезвычайно разнообразной, богатой по содержанию и удивительно эмоциональной по своему звучанию. Вместе с тем это свидетельствует о том, что пейзаж получил в нашем искусстве поистине общественное значение. В нем находят выражение чувства советского народа, его отношение к природе, его мировосприятие.
Весьма интересной линией в развитии советского пейзажа являются произведения глубокого философского характера. Философичность такого рода полотен возникает тогда, когда художник показывает природу в ее вечной красоте, давая представление о ее величии, торжественности и внутренней гармонии. Признанный мастер эпического пейзажа — В. В. Мешков, написавший ряд превосходных картин, по-новому раскрывающих красоту природы нашей Родины, наталкивающий своими произведениями на раздумья о жизни, о величии мироздания, о силе человеческого разума и деяний людей, которые сумели подчинить себе стихийные силы природы.
Мешков любит природу нашего Севера: суровые берега холодного моря, скалистые утесы, поросшие могучими деревьями, беспредельные таежные дали, открывающиеся с уступов Уральского хребта, спокойные реки, величаво несущие свои воды. В картинах Мешкова есть что-то богатырское, раздольное и широкое. Его палитра очень сдержанна, но и немногими красочными сочетаниями художник достигает выражения удивительного богатства чувств и настроений.
Творчество Мешкова тесно связано с традициями предреволюционной русской пейзажной живописи. Особенно близок ему А. М. Васнецов, полотна которого отличаются эпической торжественностью и внутренней значительностью. Этот художник, так же как и Мешков, любил писать тайгу, Уральские горы, ему была близка природа, исполненная величия и силы. Но советский мастер, использовав достижения А. Васнецова, нашел свой путь, свои приемы изображения северной природы.
Мешков чаще всего выбирает широкий разворот пространства, панорамное решение пейзажа. Он словно окидывает взором расстилающиеся перед ним дали, выделяя крупные, сразу же бросающиеся в глаза детали пейзажа — могучий утес, деревья первого плана. Широкое письмо заставляет зрителя обращать внимание на главное в пейзаже и опускать второстепенное, повинуясь в этом желанию художника выделить ведущие места в композиции. Такой прием дает возможность Мешкову усиливать основную мелодию картины, подчинять внимание зрителя себе или, вернее, той эмоции, которая определяет образный строй произведения.
Особенно блестяще развернулось творчество Мешкова в послевоенные годы. Именно в это время он полностью нашел себя и свой глубоко оригинальный и выразительный стиль. Им были созданы серии пейзажей, посвященные природе Советской Карелии и Сибири. В этих сериях или циклах картин Мешков предстает художником, глубоко чувствующим особенности природы тех мест, которые он пишет. Вместе с тем именно эта природа позволила ему раскрыть свой талант эпического поэта, талант мастера значительной по своему содержанию и часто монументальной по форме пейзажной картины.
Представление о могучих силах, таящихся в природе, о ее величии и торжественной красоте, свойственное многим советским пейзажистам, в огромной мере присуще Мешкову. Не случайно эмоциональный строй его картин отличается подлинной героикой.
Великолепна картина Мешкова «Сказ об Урале», где торжественные и мерные ритмы уходящих к горизонту горных кряжей напоминают величественный и протяжный ритм народного сказа. Эта картина навевает мысли о необъятности родной земли, о ее величавой красоте, она вселяет в сердце гордость за Отчизну.
Картина «Сказ об Урале» характерна для Мешкова в смысле тех художественных средств, которые он использует для воплощения своего замысла. Композиция здесь строится на широком ритме плавно струящихся линий, которые очерчивают уходящие к горизонту горные хребты. Зритель не столько видит, сколько угадывает расстилающиеся в глубине картины таежные дебри. Лишь несколько елей на переднем плане возвышаются словно былинные богатыри, охраняющие покой русской земли.
Выразительна картина и в колористическом отношении. Широкими, энергичными мазками строит художник первый план. Дальние планы лишь намечены. Но выверенность цветовых отношений дает художнику возможность создать иллюзию бесконечной глубины уходящего вдаль пространства, наполнить картину воздухом, сообщить ему движение.
Хотя природа, изображенная Мешковым, кажется исполненной царственного величия, в ней чувствуется внутреннее напряжение, внутренняя энергия. Это ощущение возникает уже благодаря резкому переходу от переднего плана к далеко лежащим горным кряжам. Но покой нарушается не только этим. Вдали на горизонте художник изобразил клубящиеся облака и туманом окутал таинственные таежные дебри. Все это сообщило художественному образу картины динамику, лишило его статичности, а в целом сообщило полотну ту жизнь, которая является признаком и качеством большого художественного произведения.
Когда речь идет об индустриальном или городском пейзаже, обычно не представляет труда связать художественный образ произведения с тем временем, когда работал художник. Сложнее обстоит дело с так называемым «чистым» пейзажем, где сюжет не дает возможности обратить внимание зрителя на приметы времени, на детали, свидетельствующие о том, что рассказ ведется о природе, облик которой меняется в результате деятельности наших современников. И все же очень часто (а если это произведение действительно значительно, то и обязательно) можно определить время, когда был написан тот или иной пейзаж нетронутой природы. Это объясняется прежде всего тем, что в этом пейзаже заключены большие и животрепещущие идеи эпохи, что он выражает чувства не только художника, но и современников этого мастера.
Появление картины Мешкова «Сказ об Урале» в конце 1940-х годов не было случайностью. К этому времени советская пейзажная живопись в целом достаточно возмужала, чтобы уметь выразить в значительных и впечатляющих образах природы глубокие думы о Родине, о ее могуществе, о силах, таящихся в ее недрах.
Мы уже говорили, что примечательной особенностью картин Мешкова, и в частности картины «Сказ об Урале», является их, если можно так выразиться, философский характер. Образ природы, созданный художником, наталкивает на раздумья, вызывает рой ассоциаций. Широкий простор, развертывающийся перед зрителем, рождает представление о необъятности Родины. Природа, предстающая здесь во всей своей первозданной мощи, не противостоит человеку. Она возбуждает чувство подъема и восхищения, чувство, самым прямым образом отвечающее мироощущению советских людей. Образ, созданный Мешковым, оптимистичен в самом прямом смысле этого слова, он вселяет в человека уверенность в своих силах, он зовет к новым свершениям, он соотносит его чувства с величественной и могучей природой.
Конечно, животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине «Сказ об Урале», опосредствованно. Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи советского общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага.
Мы остановились лишь на одном произведении Мешкова. Естественно, что, коснувшись других работ художника, мы смогли бы отметить многие иные стороны его таланта. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод об оригинальном и сильном даровании Мешкова, об его глубоко самостоятельном взгляде на мир и на природу, об его теснейшей связи с жизнью родного народа, выразителем дум и чувств которого он явился.
<<< Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) <<<
>>> Владимир Александрович Серов (1910—1968) >>>