Николай Михайлович Ромадин (1903-1987)

село Хмелевка
село Хмелевка (1944)

Волга - русская река. Серия картин.
Искусство замечательного советского пейзажиста Н. М. Ромадина, несмотря на свою простоту и доступность даже для неискушенного зрителя, раскрывается во всей глубине лишь в результате длительного и пристального изучения. Мы легко проникаемся настроением пейзажей художника, нам близки сюжеты, которые он постоянно разрабатывает, но далеко не всегда зритель сразу постигает содержание этих мастерски написанных пейзажей. Дело заключается не в нарочитой зашифрованно-сти и не в каком-то особом, скрытом смысле ромадинских полотен. Это лишь означает, что произведения Ромадина вмещают очень широкий диапазон мыслей и чувств, что созданные им образы природы рождают массу ассоциаций.
Каждое произведение Ромадина представляет собой цельный и очень глубокий по идейно-художественному содержанию образ природы. Другое дело, что одни его полотна слабее, другие значительнее, что многие из них представляют собой лишь первый шаг в воплощении замысла, а некоторые являются наброском, не получающим в дальнейшем детальной разработки. Ромадин принадлежит к мастерам, которые вынашивают образ в течение многих лет. На протяжении этого времени он создает много набросков, этюдов, эскизов, законченных картин, в которых постепенно кристаллизуется замысел. Вот почему в творчестве художника можно усмотреть своего рода повторения, которые на самом деле не являются таковыми, ибо каждый вариант излюбленного мотива содержит нечто новое по сравнению с предыдущим.
За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи, многие из которых прочно вошли в историю советского искусства и продолжают доставлять зрителям величайшее эстетическое наслаждение. Ромадин обычно пишет нетронутую природу. Часто в его пейзажах нет и следа человека. Но это не значит, что в них отсутствует большое человеческое содержание. Тщательно следуя натуре, находя в ней гармонию, художник выражает в своих картинах те большие чувства и мысли, которые находят отклик у тысяч зрителей. Чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с серией картин «Волга — русская река», написанных в суровом военном 1944 году и удостоенных Государственной премии.
Чем же замечательна эта серия? В чем ее основной пафос?
«Волга — русская река» — широкое эпическое повествование о великой русской реке, олицетворяющей с давних времен Россию, ее беспредельную ширь, ее могучие силы. Появление этой серии картин в годы войны прозвучало как напоминание о мощи нашей Родины, как патриотический призыв к защите любимого Отечества, землю которого еще топтал враг. Этот глубокий смысл серии Ромадина раскрывался всем строем картин, их эмоциональным тоном, их основной мелодией. Перед зрителем проходит вереница полотен, каждое из которых вносит нечто новое в наше представление о великой русской реке. Вот картина «Село Хмелевка» — спокойная и такая близкая русскому сердцу приволжская ширь, золотые хрупкие березки, деревенские домики, раскинувшиеся в долине. Волга здесь чуть виднеется вдали за купами деревьев, но чувствуется ее бескрайний простор, ее величавость.
В следующих картинах серии — «Восход луны», «Золотые листья», «Бурная Волга», «Стадо» и других — Ромадин показывает Волгу во всем ее величии. Ее воды расстилаются перед зрителем, взгляд постепенно уходит вглубь, в заволжские дали. Во многих картинах Ромадин использует характерный прием, чтобы создать ощущение простора волжского пейзажа. Его полотна имеют удлиненный формат, благодаря чему художнику удается создать впечатление бесконечного движения речных вод, а вместе с тем чувство свободы и эпической мощи. Возьмем, к примеру, картину «Золотые листья». На первом плане Ромадин пишет верхушку деревьев, окрашенных багрянцем и золотом осени. Это помогает создать ему резкий прорыв вглубь и в то же время звучный контраст горящего золота листвы и глубокой синевы реки. Это цветовое сочетание сообщает эмоциональному содержанию картины необыкновенную свежесть и напряженность. В композиционном отношении картина «Золотые листья» являет собой пример сочетания предельной естественности изображения с тонким расчетом. Верхушки деревьев позволяют зрителю ощутить движение реки, ее протяженность, ее простор. Если бы их не было, картина казалась бы пустой, бедной, невыразительной.
Замечательным качеством полотен серии «Волга — русская река» является их лиричность, они отличаются удивительным богатством настроения. От этого еще выразительнее выступают те патриотические идеи, которые лежат в основе серии.
Художник создал произведения, в которых явственно ощущается биение его сердца, полет его мысли. Но глубокое человеческое содержание никогда не выглядит у него назиданием, оно является результатом искреннего переживания во время встреч с природой. В этом отношении Ромадин является верным последователем великих русских пейзажистов прошлого, таких, как Левитан, Саврасов или Федор Васильев.
Ромадин обладает подлинным чувством природы, он является истинным художником-пейзажистом. А ведь далеко не всякий живописец может быть пейзажистом, хотя каждый художник в той или иной мере изображает природу. В этой связи хотелось бы привести слова известного советского художника С. А. Чуйкова, который пишет: «Мне кажется, что пейзаж как произведение искусства не всякий живописец может написать, что для этого нужно особое дарование. . . Настоящий пейзажист не только видит, но узнает, с волнением узнает то или иное явление и состояние природы. И именно состояние, а не только внешний вид природы является предметом изучения, наблюдения, постижения художника. У пейзажиста с природой ведется, вероятно, интимный разговор на языке, понятном только им. В явлении природы пейзажист видит скрытый его смысл, он чувствует, понимает «душу» природы, и понимает все по-своему».
Сказанное Чуйковым в полной мере можно отнести к пейзажисту Николаю Михайловичу Ромадину. Он умеет вести разговор с природой, умеет постигать ее тайны, ловить ее тончайшие состояния, словом, умеет замечать и передавать то, что ускользает от многих. Отсюда внутреннее богатство и внутренняя значительность его полотен, разнообразие их настроений, их эмоциональная выразительность.



<<< Аленсандр Михайлович Герасимов (1881—1963)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872—1957) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи