Аленсандр Михайлович Герасимов (1881—1963)

Портрет старейших советских художников
Портрет старейших советских
художников (1944)

А. М. Герасимов вошел в советское искусство прежде всего как мастер портретной живописи. Широко известны его портреты Мичурина, балерины Лепешинской, артистов Москвина, Тарасовой, Смирнова-Сокольского, писателей Гладкова, Маршака, художников Б. Яковлева, Грабаря, маршалов Толбухина, Еременко и многих других.
Достоинство портретов Герасимова заключается в большой жизненной правде изображения человека. Жизненная убедительность его портретов — в выражении духовного существа человека через характерные внешние черты.
В портретах Герасимова раскрывается талант яркого, глубоко эмоционального живописца-колориста. Развивая традиции мастерства Репина, Архипова, К. Коровина, он применяет широкий, насыщенный цветом мазок.
Живой, ясный, понятный зрителю реалистический язык портретов Герасимова чужд эстетических изощрений и изломов. Яркостью, мажорностью красок, жизнеутверждающей их силой Герасимов славит страну социализма и ее людей.
Среди портретных произведений художника особо выделяется «Портрет старейших советских художников».
Групповой портрет — один из труднейших видов портретной живописи.
Наша современная жизнь с ее коллективными формами труда, с бригадным методом работы на производстве, ударничеством и социалистическим соревнованием, содружеством людей физического труда и науки дает благодарный материал для изображения коллективов советских людей.
И не случайно жанр группового портрета становится распространенным жанром советской живописи. К нему все чаще обращаются художники.
В «Портрете старейших советских художников» Герасимова серьезный идейный замысел получил яркое живописное воплощение.
Этот портрет с самого начала был особенно дорог его автору. Изображенные люди принадлежали к числу наиболее близких друзей художника.
«Мой групповой портрет возник не случайно,— рассказывает автор полотна. — Уже давно я мечтал запечатлеть в живописи портреты русских советских художников старшего поколения. Мне хотелось показать их демократизм и характеризовать их как носителей тех благородных национальных реалистических традиций, которыми связано современное искусство с прошлым. Вот почему на моем групповом портрете не случайно появились именно И. Н. Павлов, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н. Мешков... Кроме общности реалистических убеждений, этих художников связывали дружеские отношения. Да и я знал и любил их больше других».
Герасимов писал портрет с необычайным увлечением.
Вся группа художников запечатлена в глубоко правдивом жизненном взаимодействии, в момент товарищеской близости. Портрет дает яркое представление не только об общности убеждений изображенных людей, но выразительно раскрывает характеры каждого из них. Перед зрителем возникают живые образы, полные человеческого тепла и неповторимой индивидуальности.
Как типичны и самобытны фигура и лицо старейшего мастера русской живописи Василия Никитича Мешкова! Узнаешь весь склад его характера, его отношение к искусству.
Как вылеплены голова, глаза, руки ветерана советской гравюры Ивана Николаевича Павлова! Его руки — это руки именно гравера. Очень верно передал Герасимов и павловскую манеру говорить.
А сколько правдивости в мечтательной позе Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля, этого лирика русского пейзажа. Опять-таки — какое верное воссоздание характера, типа...
Восьмидесятидвухлетний Василий Николаевич Бакшеев изображен сохранившим свой горячий творческий пыл.
По живописному исполнению эта картина — одна из лучших работ художника. В общую, довольно мягкую колористическую гамму Герасимов вводит отдельные сильные цветовые удары. Портрет подкупает цельностью колористического исполнения, темпераментным мастерством, артистичностью живописи. Обращает на себя внимание живописное решение интерьера и натюрморта на столе. Этим мастер достиг гармонического единства всех композиционных частей портрета, убедительной связи человека и обстановки.
Создание группового портрета старейших художников представляло собой длительный и упорный труд.
Один из изображенных на портрете, Иван Николаевич Павлов, в своих мемуарах подробно рассказывает о работе Герасимова над этой картиной.
«В одно прекрасное утро Александр приехал ко мне совершенно неожиданно и сказал:
— Вот что, Ваня, немедля одевайся — я повезу тебя с собой.
— Куда?
— Это ты после узнаешь.
И вот я привезен в мастерскую Герасимова в поселок Сокол, в уютный домик на улице Левитана, с небольшим садом, где разведены его любимые розы. Смотрю — в мастерской сидят Бакшеев и Бялыницкий. Несколько позже был привезен и Василий Никитич Мешков. Всем нам вместе было триста лет.
Тут-то Александр Михайлович и раскрыл перед нами свои карты. Он задумал написать групповой портрет старейших художников и выбрал нас своей жертвой. Этому портрету он придает особое значение в своем творчестве и хочет выразить лучшие черты своего творческого «я».
С этого дня и начались портретные сеансы и встречи четырех стариков «натурщиков». Нам была создана обстановка, запечатленная на портрете, — с круглым столом, солидным графином и вазой с фруктами, фоном, где висела картина в широкой золотой раме и стоял античный бюст.
Александр Михайлович аккуратно заезжал за нами на своей машине и так же заботливо развозил всех по домам... Мы позировали, вероятно, не менее двадцати сеансов, из которых каждый продолжался два-три часа. В перерывах мы оживленно беседовали».
Любопытен и рассказ самого Герасимова о работе над портретом. Он говорит, что специально не усаживал своих «натурщиков»: «За столом они расположились каждый по своему вкусу». Самым разговорчивым оказался Иван Николаевич Павлов. «Он буквально ни одной минуты не мог сидеть молча, рассказывал свою долгую и интересную жизнь, вспоминал давно ушедшие времена и давно ушедших людей». Точно таким и изобразил его Герасимов.
«Хорошо помню, — говорит живописец, — что я старался каждого из художников писать как раз в те моменты, когда он забывал, что с него делают портрет. Именно в такие мгновения каждый из них был наиболее естественным, непринужденным».
Как портретист, Герасимов чувствовал особую ответственность перед В. Н. Мешковым — ведь тот и сам был выдающимся мастером портрета.
«Василий Никитич строго следил за исполнением моего портрета и порой был беспощаден в оценке сделанного. Но все его замечания шли только на пользу работе».
«Портрет старейших советских художников» является глубоко содержательным произведением советской живописи. Он помогает нам понять и полюбить образы прекрасных русских художников старшего поколения, беззаветно отдавших свое творчество советскому народу и бережно передавших традиции национального реалистического искусства молодежи.
Именно так понимал смысл своего труда над групповым портретом и сам его автор.
«Если молодые поколения, — сказал Александр Михайлович Герасимов,— будут воспринимать мой портрет старейших художников как правдивую и искреннюю повесть о лучших представителях русского советского искусства — значит, мой труд не пропал даром».



<<< Михаил Иванович Авилов (1882— 1954)

Николай Михайлович Ромадин (1903-1987) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи