Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872—1957)

Весной повеяло
Весной повеяло (1945)

Уже в первых своих произведениях В. К. Бялыницкий-Бируля обнаружил необыкновенную свежесть и поэтичность восприятия родной природы. Он восхитил ими многих замечательных мастеров и почитателей русского искусства, в числе которых были Репин и Третьяков.
Многочисленные полотна Бялыницкого-Бируля, написанные им до Великой Октябрьской социалистической революции, создали ему славу первоклассного мастера. В своих работах он свято хранил то лучшее, что было присуще его учителям и товарищам, определившим расцвет русской пейзажной живописи,— Саврасову, Левитану, Поленову. Именно этим художникам был он обязан глубоким постижением жизни русской природы, поэтическим ее осмыслением, выражением в ее образах волнующих человеческих чувств. Бялыницкий-Бируля может считаться прямым преемником искусства этих великолепных пейзажистов.
В течение всей своей жизни Бялыницкий-Бируля оставался верен реализму. Член Товарищества передвижных выставок, он и после Октября в числе тринадцати художников явился инициатором создания самого передового объединения в искусстве 1920-х годов — Ассоциации художников революционной России (АХРР). Не увлекаясь никакими новейшими течениями, он до конца жизни исповедовал одну веру —
правду жизни в искусстве, любовь к родной природе и родному народу, верность тем принципам, которые дают возможность выражать в художественных произведениях глубокие мысли и волнующие чувства.
Творческое наследие Бялыницкого-Бируля чрезвычайно велико. Это был труженик, жизнь которого всецело принадлежала любимому искусству. До революции художник писал главным образом природу среднерусской полосы и родной Белоруссии. После Октября круг его интересов расширился. «Лицо нашей страны,— писал Бялыницкий-Бируля,— по-настоящему увидел я именно в послеоктябрьские дни». Художник ездил на Север, много работал в Архангельской области, на Белом море, на Волге. Особое значение имеют серии мемориальных пейзажей Бялыницкого-Бируля, посвященные Ленинским Горкам, толстовской Ясной Поляне, пушкинскому Михайловскому. В сущности, Бялыницкий-Бируля явился создателем в советской живописи памятного пейзажа. В творчестве художника это не было случайностью. Мастер-реалист, Бялыницкий-Бируля стремился приобщить свое искусство к великим свершениям советского народа, сообщить своему творчеству общественную значительность, сделать его дорогим и близким самому широкому зрителю.
Многие значительные произведения Бялыницкого-Бируля связаны с природой Белоруссии, где он родился и где получил самые глубокие впечатления от природы. Эта природа близка художнику скромностью своего внешнего облика, глубокой поэтичностью, возможностью подмечать в ней самые тонкие, самые неуловимые оттенки состояний. Об этом говорят сами названия многочисленных полотен художника: «Осенний румянец», «Зацвела калужница», «В час тишины», «Вечер юного мая», «Задумчивые дни осени». В этих произведениях, как и во многих других, Бялыницкий-Бируля выступает как художник лирического дарования, как поэт родной природы, умеющий замечать в ней тончайшие оттенки.
Бялыницкий-Бируля пишет природу в различные времена года. Но особенно близки ему дни ранней весны и осенние пейзажи, переходное время, когда природа меняет свой убор, когда каждое мгновение несет с собой новое в освещении, в разнообразии красок. С бесподобным мастерством пишет художник сырую оттаявшую землю, распускающиеся почки деревьев и кустарников, багрянец и золото осенней листвы. В сущности каждая его картина — это лирическая новелла о родной природе, в которой совершается чудо преображения, в которой бродят жизненные соки, которая каждое мгновение дарит новое чувствам и переживаниям человека.
В первый момент картины Бялыницкого-Бируля производят впечатление предельной простоты и безыскусственности. Колорит его полотен строится обычно на сочетаниях сдержанных, чуть блеклых серебристых тонов. Композиция уравновешенна. Но за этой простотой и безыскусственностью чувствуются годы труда, неутомимых поисков.
Картина «Весной повеяло» не блещет необычностью красочных сочетаний или особой оригинальностью композиции. Взгляд спокойно скользит по холодной воде, еще крепкому слежавшемуся снегу на берегу реки, темным силуэтам елей и чуть темнеющему у горизонта лесу. Но есть что-то уже в самом мотиве, привлекающее внимание, заставляющее вновь и вновь всматриваться в эту тяжелую воду, в серовато-синий снег, в лиловую даль, в облачное небо, где теплеют края туч. И невольно поддаешься настроению, которое хотел передать художник,— настроению чуткой настороженности, когда природа словно готовится к новой жизни, когда в лениво текущей воде уже ощущаются соки жизни, когда в самом воздухе чувствуется приближение теплых дней.
Состояние природы в этой картине трудно передать словами, оно неуловимо, оно в расплывчатых силуэтах деревьев, в мерцании снега, в тончайших красочных переливах воды, в чуть беспокойно-напряженном облачном небе. Но в целом это и дает ощущение повеявшей весны, нежной и чуткой тишины.
Хотя Бялыницкий-Бируля — художник-жизнелюбец, нельзя сводить эмоциональное содержание всех его полотен к чувству радости. Он нередко бывает и грустен, и печально-задумчив. Но эта грусть и эта печаль не имеют ничего общего с отчаянием и горестным раздумьем о жизни. Эти настроения навеваются на него природой, когда она предстает словно задумавшейся и затаившейся, когда она трогательно прекрасна в своем нежном весеннем наряде.
Чтобы лучше понять особенности произведений Бялыницкого-Бируля, необходимо познакомиться с некоторыми его высказываниями об искусстве пейзажа. «Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются,— пишет художник.— Взять, например, работу над этюдом. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а «место» исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Если даже этюд остался незаконченным, работа над ним не прошла даром для художника: он почерпнул что-то, что-то попытался найти. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом».
Эти слова в высшей степени характерны для Бялыницкого-Бируля — художника, с удивительной бережностью относившегося к своему труду.
Умение передавать трудно уловимые состояния природы было им приобретено в результате неустанного изучения натуры и совершенствования мастерства. Отсюда свежесть его полотен и то искреннее чувство, которое они вызывают.
Бялыницкий-Бируля принадлежит к советским мастерам, которые развили дальше реалистическую традицию русского классического искусства. Его творчество, сердечное и глубоко содержательное, является школой взыскательного и глубокого мастерства.



<<< Николай Михайлович Ромадин (1903-1987)

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи