Крупнейший художественный критик XIX столетия

И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников и потомков». Крамской высказывался за глубоко содержательное национальное искусство. «...Я думаю,- писал он,- что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда-нибудь, в отдаленном будущем, России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи глубоко национальным, станет общечеловеческим». Крамской был прав. Мы с гордостью наблюдаем, как этот процесс происходит на наших глазах.

Положительно влиял на молодого Репина и В. В. Стасов, также последователь Чернышевского, крупнейший художественный критик XIX столетия, горячий поборник идейного реалистического национального искусства, в дальнейшем большой друг Репина.

В годы пребывания Репина студентом в Академии мы видим в его творчестве как бы две линии. Наряду с его классными, академического направления работами на мифологические, библейские и исторические

темы, как «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира» и другими, существует ряд вещей, исполненных по собственному выбору и желанию, где художник изображает окружающую его жизнь. Таковы портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам» - характерная сценка из жизни тогдашнего студенчества и др.


<<< Большое положительное влияние на Репина

Путь реалистического искусства >>>

<<<Оглавление>>>