Большое положительное влияние на Репина

Но артель не только выполняла заказы, она стала и своего рода художественным центром, куда собиралось немало людей, в том числе видных представителей передовой интеллигенции, как критик В. В. Стасов, химик Менделеев и другие. Артельщики устраивали у себя по четвергам собрания, где хозяева и гости собирались в большом зале, рисовали, писали красками, читали новые книги, спорили о целях и задачах искусства. Бывали тут и ученики Академии, и некоторые из них, нуждавшиеся в заработке, подрабатывали, помогая членам артели в выполнении заказов. К ним принадлежал и Репин. Для Репина артель стала родным домом, а Крамской - вторым отцом. Крамской оценил талант Репина и пригрел его еще в школе на Бирже. Новые мысли о глубоком значении искусства и его широких возможностях пришли юноше в голову, когда он увидел в мастерской Крамского «Христа в пустыне» и услышал его пояснения замысла картины. В дальнейшем Крамской неустанно следил за работами ученика, одобрял его этюды с натуры, а к академическим вещам относился отрицательно.

Крамской - последователь Белинского, Чернышевского, Добролюбова - во взглядах на задачи искусства имел большое положительное влияние на Репина. Это был человек исключительного ума, возглавлявший группу художников-реалистов - противников академического направления в искусстве, в 70-х годах ставший идеологом передвижничества.

Для Крамского невозможен был отрыв искусства от жизни. «Только чувство общественности, - говорил он, дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами.


<<< Лучшие ученики Академии

Крупнейший художественный критик XIX столетия >>>

<<<Оглавление>>>