Путь реалистического искусства

Но и в академических вещах Репина порой звучит стремление к передаче новой жизни, и в библейский сюжет Репин иной раз вносит настоящий трагизм. Так, эскиз «Плач Иеремии», например, передает с большой силой отчаяние старика на развалинах родного города. Это говорит о большой тяге молодого художника к реалистическому, жизненному искусству. Но реалистические черты оскорбляли вкусы профессоров Академии, и однажды ректор Бруни недовольно сказал Репину, когда тот представил ему на утверждение эскиз на академическую тему: «Это совсем живые, обыкновенные кусты, что на Петровском растут. Для картинки жанра это недурно, но для исторической сцены это никуда не годится. Вы сходите в Эрмитаж, выберите там какой-нибудь пейзаж Пуссена и скопируйте себе из него часть, подходящую к вашей картине. В исторической картине и пейзаж должен быть историческим».

А друг и наставник Репина Крамской хвалил только этюды Репина с натуры.

Репин без колебаний выбрал путь реалистического искусства и, освоив школьные навыки Академии, в конце своего пребывания в ней принялся за картину, которая при своем появлении была названа представителями академической школы «величайшей профанацией искусства», а представителями молодого идейного реалистического искусства в лице Крамского - молотом, бившим по Академии.

Этой картиной были «Бурлаки», написанные в 1870-1873 годах. Чтобы оценить по достоинству значение репинских «Бурлаков», нужно ясно представить себе, на фоне каких произведений появилась эта картина.


<<< Крупнейший художественный критик XIX столетия

Итальянские крестьяне и крестьянки >>>

<<<Оглавление>>>