Выражение затаенной боли

«Не ждали» - произведение, потребовавшее от художника, по его собственному признанию, большого напряжения сил, но когда картина была готова и выставлена на передвижной выставке в нескольких городах с большим успехом, Репин все же не был доволен и после выставок продолжал упорно работать над головой и лицом вошедшего. В 1884 году лицо ссыльного было иное, и хотя Стасов в своей статье о выставке очень хвалил картину, Репин переписывал голову и лицо несколько раз в 1885, 1887, 1888 годах, пока не достиг желаемого. К чему же пришел художник? Стасов свидетельствует, что в первых вариантах в лице и фигуре вошедшего было выражение энергии, воли, несокрушимой силы. При окончательном решении в лице ссыльного появилось выражение затаенной боли, перенесенных страданий. Ушло выражение суровой решимости. Лицо стало тонко одухотворенным, добрым, внутренне обаятельным, говорящим о человеке самоотверженном. В нем есть что-то схожее с лицом Гаршина, которого очень любил Репин: «Гаршинские глаза, писал он, были особенной красоты, полные серьезной стыдливости». Зритель, глядя на его лицо, проникается глубокой симпатией к вошедшему, сочувствием и состраданием к нему. Нет былой уверенности в своих силах, нет несгибаемой воли, как в «Отказе от исповеди», нет уверенности в победе. По своей самоотверженности, любви к людям - он герой, но он уже жертва в борьбе с самодержавием.

В этой новой трактовке образа революционного народника сказалось новое отношение к народничеству, «критический пересмотр его теории и практики».


<<< Движение матери к сыну

Движения в России >>>

<<<Оглавление>>>