Движения в России

Не случайно помещает художник на стене картину «Александр II в гробу». Она напоминает о величайшем по смелости революционном акте, но оставшемся бесплодным и ничего не изменившим в России. Характеристику возвратившегося революционера дополняет и убранство комнаты его семьи. Бедная мебель, на стенах портреты Шевченко и Некрасова и гравюра с картины Штейбена «Голгофа», в то время весьма распространенная в среде интеллигенции как символ самопожертвования для блага человечества.

Никто из русских художников не написал столько глубоко волнующих картин на темы современного им революционного движения в России, как Репин, и не создал столько прекрасных, возвышенных, незабываемых образов революционеров-народников.

Весьма интересно сравнить первый замысел «Не ждали» - небольшую картину, находящуюся в Третьяковской галерее, со вторым вариантом большой картиной «Не ждали». Первоначальный замысел был совершенно изменен. Раньше в комнату входила и останавливалась в ожидании девушка-курсистка в пледе, шапочке, с саквояжем. Навстречу ей изумленно и вопросительно медленно приподымается сестра; радости не чувствуется, сидящая за столом девочка-подросток смотрит на вошедшую, как на совершенно незнакомое лицо; женщина, сидящая за роялем, очевидно, другая, старшая сестра, недовольна ее появлением. Ее мысли ясны: вошедшая причинила немало забот и горя, а теперь последуют и неприятности с полицией, начальством и т. п. Ясно, что вошедшая курсистка чужой человек семье по убеждениям и взглядам. Содержание картины, как видим, совершенно другое и композиционное решение иное.


<<< Выражение затаенной боли

Творческий процесс у каждого художника >>>

<<<Оглавление>>>