Движение матери к сыну

Движение матери к сыну и сына к ней смысловой и формальный центр, притягивающий к себе внимание и движение всех других членов семьи. Дверь, в которую только что вошел приехавший, распахнута. В ней видны горничная и выглядывающая из-за ее спины кухарка. Горничная растеряна: вошел уверенно, как свой, а при его появлении в комнате все замерли. Удивлена и кухарка, кто-то смело прошел мимо нее, а по «одеже» совсем чужой. Все построено так, чтобы углубить психологический момент, передать внутреннее состояние всех в эту напряженную минуту. Как выразительна как бы случайно замеченная художником поза девочки, скривившая под столом ножки - характерное движение застенчивого и насторожившегося ребенка.

С гениальным чутьем и мастерством использовал Репин эффект света. Это не торжествующий, заливающий все солнечный свет, а неожиданно и робко брызнувшие в комнату лучи, прорвавшиеся сквозь тучи, засверкавшие в каплях дождя на стеклянной двери террасы, легшие светлыми рефлексами на полу и стене, ворвавшиеся сюда так же неожиданно, как и та радость, которая сменит сейчас изумление, вызванное неожиданным возвращением любимого человека, и вспыхнет на лицах в следующий миг. Светлый колорит дополняет впечатление, вносит лиричность, вот отчего так живо выразительна эта картина, так захватывающе она воздействует.

В этом произведении художник показал себя глубоким психологом-мыслителем, величайшим живописцем, мастерски использующим все средства художественного выражения.


<<< Композиционное построение

Выражение затаенной боли >>>

<<<Оглавление>>>