Тонкая психологическая выразительность рисунка

В цвете его лица была характерная особенность одиночного заключения долго не видавшее воздуха и света, оно было желто-бледное, с сероватым оттенком; волосы его - светлого блондина, склонные от природы курчавиться, были с серо-пепельным налетом, давно немытые и свалянные кое-как под фуражкой арестантского покроя, слегка нахлобученной наперед. Длинный, вперед выдающийся нос похож был на нос мертвеца, и глаза, устремленные в одном направлении, огромные серые глаза, без всякого блеска, казались также уже по ту сторону жизни; в них нельзя было заметить ни одной живой мысли, ни живого чувства; только крепко сжатые тонкие губы говорили об остатке застывшей энергии решившегося и претерпевшего до конца свою участь он нес на себе, ко всему этому облику, решенный над ним смертный приговор, который (это было у всех на лицах) свершится сейчас».

Потом свершилась казнь. Репин был потрясен. Это сказалось в рисунке. Облик Каракозова трагичен. С удивительной силой переданы душевные страдания осужденного, мука, застывшая в широко раскрытых глазах. Взгляд их ушел в себя. Запеклись губы. Искажен страданием рот. Голова клонится на бок. Измученный человек, постаревший, исстрадавшийся в одиночном заключении в ожидании казни. Этот ужас выражен в рисунке, его нельзя смотреть без содрогания.

Молодой художник еще учеником сумел запечатлеть трагедию человеческой души и, кроме того, дать яркую индивидуальную характеристику человека большой силы воли, энергии и эмоциональной восприимчивости. В лице Каракозова Репин раскрыл типические черты народника-революционера. Тонкая психологическая выразительность рисунка делает его достойным пристального внимания.


<<< Борьба революционеров-разночинцев с самодержавием

Сила репинского таланта >>>

<<<Оглавление>>>