Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. Живопись Рима.

На рубеже 13 и 14 столетий новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени ведущая роль в этой области принадлежит группе римских живописцев. Хотя расцвет римской школы, прерванный отливом художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (1309—1377), был недолговременным, школа эта выдвинула все же ряд крупных мастеров, среди которых первое место принадлежит Пьетро Каваллини (ок. 1250 — ок. 1330).
Пьетро Каваллини. Роль Каваллини в истории итальянского Проторенессанса исключительно велика. Подобно тому как Никколо Пизано обновил традицию итальянской скульптуры, он заложил основы ренессансной традиции в живописи. В своем творчестве он опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники искусства, которыми так богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он впервые отошел от плоскостности форм и условности композиционного построения, присущих господствовавшей в его время в итальянской живописи так называемой «византийской» или «греческой» манере. Хотя в мозаиках и фресках его сохраняются еще и традиционная византийская иконография, и золотой фон, и многие другие элементы византийской традиции, произведения эти проникнуты иным духом. Бесплотность византийских фигур сменяется материальностью и весомостью, взгляд утрачивает «потусторонний» характер и приобретает живое выражение, складки одежд становятся рельефными, в драпировках ощущается тяжесть. Применяя заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, Каваллини достигает объемности и пластичности форм. Он вводит смелые новшества и в композиционное построение, добиваясь ясности пространственного расположения фигур и архитектуры. В ряде случаев он использует систему античной перспективы для изображения зданий и даже интерьера, как, например, в мозаике «Рождение Марии» в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме (1291). Чтобы создать впечатление интерьера, художник помещает здесь позади действующих лиц два портика с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком. Удивительной пластичности достигает Каваллини в фресках церкви Санта Чечилиа ин Трастевере (1293), где сохранилась исполненная им роспись «Страшный суд». Фрески эти позволяют почувствовать всю смелость и новизну его искусства, положившего конец господству в Италии византийской манеры.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. Пизанские скульпторы.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. Живопись Флоренции. >>>

Иллюстрации к разделу >>>