Принцип концертной «подачи»

Конечно, вся эта декорация была возможна лишь в контексте старого спектакля и оказалась бы неорганичной при ином общем решении. Но о ней - лучшей в прежней постановке - с особенным сожалением вспоминаешь, когда смотришь новый спектакль. Ведь именно в картине охоты теперь наиболее неопределенным кажется место действия, панорама же попросту пропала. Ее отанцовывание убило художника. Ради пробегающих на па-де-бурре спиной к зрителям девиц в белых хитонах он должен был отказаться от изображения панорамы. Вместо движущейся картины, которую предполагал и на которую рассчитывал композитор,- световые блики на заднем плане, плывущие белые тюли и на них какие-то хилые травки (не то камыши, не то осоки). Вот и вся панорама! А ведь она могла бы быть не просто красивой и эффектной, а стать своего рода изобразительной кульминацией спектакля (как стала ею ярмарка в «Каменном цветке»).

Правда, и в этом, в целом противоречивом решении Вирсаладзе остается все-таки самим собой - художником выдающегося таланта. Его изысканный и тонкий вкус проявляется и здесь, прежде всего в колористическом строе спектакля, цвета которого красивы и благородны по тону, даны в удивительно гармоничных сочетаниях.

В «обязательной» для позднего Вирсаладзе «ахроматической трехцветке» доминирует белый (вспомним, что в «Каменном цветке» определяющим был черный, а в «Легенде о любви» - серый). Помимо одежды сцены он составляет основу многих костюмов. Черное в спектакле связано только с образом феи Карабос. Она целиком черная, и больше черного цвета нет. Это делает «звучание» его в облике феи Карабос особенно активным. Свита феи Карабос (летучие мыши) - серая. Серые элементы есть и в костюмах действующих лиц.


<<< Внутренний конфликт произведения

Световые блики на заднем плане >>>

<<<Оглавление>>>