Обобщенно-символическое звучание

Однако Вирсаладзе не удовлетворяется этой общей схемой решения, а конкретизирует ее, делая более тонкой.

Тельрамунд и Ортруда в опере - носители зла. Однако роль их различна. Инициатором и вдохновителем коварной интриги, разрушающей счастье Лоэнгрина и Эльзы, является Ортруда. Тельрамунд же выступает как орудие замыслов своей жены. Он делает зло сознательно и добровольно, но будучи, скорее, его исполнителем, чем первотворцом. Порой же он проявляет растерянность и слабоволие, в отличие от несгибаемой демонической Ортруды, выступающей в качестве главного, неиссякаемого источника зла. И это различие характеров тонко уловлено и выражено в костюмах, приобретающих драматургическое значение. Цветовая характеристика Ортруды более активна, нежели у Тельрамунда. Это проявляется, во-первых, в том, что она изменяется в каждом действии, в то время как цветовая характеристика Тельрамунда остается неизменной; во-вторых, в том, что Ортруда - единственное действующее лицо, одежда которого окрашена в яркие и в этом смысле активно действующие (кричащие, бьющие в глаза) цвета.

Так, в первом акте Ортруда выходит в кирпично-красном одеянии, которое звучным и несколько инородным пятном выделяется на общем тусклом серо-буром и бело-черном фоне. Во втором акте на ней яркое темно-синее платье, превращающее Ортруду в центр картины ночи: подсвеченные синим серые кулисы тонут во мраке, фигура Ортруды словно концентрирует в себе ночную мглу. И лишь в конце второго акта Ортруда появляется в черном, отделанном золотом костюме, оставаясь в нем до конца.


<<< Три ахроматических цвета

Единственное действующее лицо >>>

<<<Оглавление>>>