Прошлое вставало перед Делакруа



Чтение великих поэтов всегда творчески возбуждало фантазию Делакруа: Данте, Шекспир, Гете, Байрон, Вальтер Скотт давали толчок игре его воображения; все более яркими и конкретными становились образы, композиция вырисовывалась с полной отчетливостью, и только недостаток времени препятствовал художнику осуществить все его многочисленные замыслы. Прошлое вставало перед Делакруа не бледными тенями, а полное красок, света, контрастов, движения. Так же, как чтение любимых поэтов, действовали на художника и сухие часто строки средневековых хроник; он видел за ними мир борьбы и жизни.

Окружающим не могло оставаться неизвестным это направление интересов художника. Этим объясняется заказ Делакруа больших полотен, имеющих целью восстановить два важных в истории Франции события: «Битву при Нанси» (1831) и «Битву при Пуатье» (1830). Их рассмотрение можно объединить с анализом более поздней композиции «Битвы при Тайбуре» (1837), написанной для Версальского музея.

«Битва при Пуатье» имеет темой разгром французской армии англичанами во время Столетней войны; «Битва при Нанси» - гибель Карла Смелого, герцога Бургундского в 1437 году; «Битва при Тайбуре» изображает одну из битв Людовика IX.

Из трех битв наиболее грандиозной и впечатляющей является последняя - битва на Тайбурском мосту. Яростный гений художника сказался здесь с наибольшей яркостью. Не удивительно, что «Битва при Тайбуре» встретила в свое время больше всего нападок. В жюри Салона чуть не победили противники, требовавшие отвергнуть картину. Критика со стороны классицистов была особенно агрессивна. Делеклюз заявил, что он «не в состоянии что-либо похвалить в ней»; Луи Пейсе в статье в «Temps» бросил Делакруа свой приговор-«неудавшийся Рубенс»; другие снова заговорили о «пьяной кисти» художника и т. д. Зато «Constitutionel» выступил в защиту Делакруа.


<<< Дом - это старое аббатство Бенедиктинцев

Поединки беспощадны, льется кровь… >>>

<<<Оглавление>>>