Поединки беспощадны, льется кровь…



«Мы слышим, как упрекают «Битву при Тайбуре» в крайнем беспорядке и хаосе... Что же, представьте себе эти ожесточенные схватки, которые не были бы сущим хаосом! Г-н Делакруа, быть может, недостаточно тона и их градации. Быть может, он не всегда крепок и точён в рисунке... Если избыток страсти и привел к ошибке г. Делакруа - это недостаток, имеющий свою цену, и нам хотелось бы, чтобы мы могли упрекнуть в нем большее количество исторических живописцев». Критик называет далее «Битву при Тайбуре» «несравненно лучшей батальной картиной всей выставки».

Что поражает в трактовке батальных сцен у Делакруа? Художник далек от апологии, прославления войны, на его изображение ложится скорее печать мрачного трагизма. Он вскрывает ужасный лик войны. Делакруа захвачен ожесточенностью, стихийной яростью битв, переживает события со всей страстью воображения; его картины не спокойное повествование хроникера, а страстная, прерывистая речь очевидца; все полно напряжения, динамики; полотна оглашаются звоном скрещивающихся мечей, бранными кликами и стоном умерщвляемых. Поединки беспощадны, льется кровь, смерть собирает обильную жатву. Сцена сражений разыгрывается на фоне грандиозного, величественно-мрачного пейзажа («Битва при Нанси»), сама природа кажется приведенной в ярость; таковы бешено хлещущие волны у моста Тайбура.


<<< Прошлое вставало перед Делакруа

Вид на воды Золотого Рога >>>

<<<Оглавление>>>