Акварель

Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.


А. В. Фонвизин. Портрет сына. 1940.


С. В. Герасимов. Первый снег. Окно. 1936.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде — вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому — зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняв цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце XV в. выдающийся мастер немецкого Возрождения А. Дюрер создал множество великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.


А. П. Остроумова-Лебедева. Павловск. Вид от Константинjвского дворца. Государственный Русский музей, 1930. Ленинград.


В. В. Богаткин. Дождь уходит.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно — в конце XVII — начале XVIII в. Одними из первых ее оценили английские живописцы в XIX в. Особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России прошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Сров, М. А. Врубель, В. И. Суриков... Каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу. Советские живописцы, продолжая традиции этой школы, дали акварели новое развитие. Это А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин, Е. Спрингис и многие другие.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества — насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Советы юному акварелисту

Наиболее распространенные для акварели кисти — беличьи. Их ворс мягок, хорошо вбирает воду, позволяет наносить сочные мазки и, если нужно, прорабатывать мельчайшие детали. Используются также колонковые и собольи кисти, эластичные и прочные. Щетинные кисти, как правило, не применяются.

Кисти должны храниться чистыми, сухими, лучше в вертикальном положении, ворсом вверх. Хорошо иметь несколько кистей, от № 8 до 16. Более мелкие кисти удобны для акварельных миниатюр, а также для проработки деталей. Однако некоторые акварелисты годами пишут всего одной кистью большого размера.

Не желательно писать на только что купленной бумаге. Она должна несколько недель «отстояться». Каждый неизвестный сорт бумаги нужно предварительно испытать: равномерно ли ложатся на нее краски, хорошо ли выдерживает влагу. Готовя бумагу к работе, прикрепите ее кнопками к деревянной основе (доска, фанера) или воспользуйтесь стиратором — приспособлением для закрепления бумаги, состоящим из двух или трех рам, вкладываемых одна в другую. Стиратор может состоять и из одной рамы, надетой на доску. С его обратной стороны находятся крючки или задвижки, которые скрепляют обе части стиратора после того, как между ними вложен лист влажной бумаги.

Для живописи акварелью наиболее удобна металлическая коробка-палитра, покрытая внутри белой эмалью на которой удобно подбирать нужные цвета. Если краски в чашечках — закрепите их на определенных местах чтобы они не выпадали из коробки. Лучше всего это сделать с помощью резинового клея. При отсутствии специальной палитры ее можно изготовить самому из металла или пластмассы, а то и просто использовать чистый лист бумаги — такой же белой, как та, на которой вы пишете.

Для работы на природе лучше всего использовать «этюдник-мольберт», предназначенный для живописи маслом. Можно приспособить и обычный этюдник, прикрепив к егс нижней стороне три складные ножки из металла или дерева.

Для палитры достаточно отобрать восемь — десять проверенных красок. Это кадмий красный, охра красная краплак фиолетовый, кобальт синий ультрамарин, изумрудно-зеленая, кадмий желтый, охра желтая, сиена, черная нейтральная. Не следует смешивать более двух-трех красок: далеко не всегда пигменты уживаются друг с другом, что приводит к скорому изменению цвета.


<<< Академия Художеств СССР

Америки искусство >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>