Темпера (от латинского глагола «темпераре» — «смешивать») — один из наиболее древних видов техники живописи, а также краски, связующее которых представляет собой природную или синтетическую эмульсию. По составу эмульсии различают виды темперы: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др. (см. Краски, Связующее вещество).
Яичная темпера была основным видом техники живописи вплоть до XV—XVII вв., когда европейские художники перешли к работе масляными красками. В иконописи Древней Руси яичная темпера служила незаменимым материалом. Ею написаны иконы Феофана Грека, Андрея Рублева, Симона Ушакова (см. Иконопись, древнерусская иконопись).
В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем. 1902. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Традиции древнерусских иконописцев продолжают современные мастера Палеха, прославившиеся миниатюрами, выполненными в этой технике (см. Лаковая миниатюра).
Темперой пишут на бумаге, картоне, холсте, дереве, пользуясь щетинными, колонковыми или беличьими кистями. Краски наносят тонким слоем, как в акварели, или плотно, корпусно. Высохнув, они не боятся воды, и поэтому их применяют не только в станковой, но и в монументальной живописи, а также в оформительских работах. Произведения, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность.
Темперой выполнены многие работы русских и советских художников. Это, например, произведения В. А. Серова («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», «Петр I», портреты И. А. Морозова, Г. Л. Гиршман), В. Э. Борисова-Мусатова («Водоем»), Б. М. Кустодиева («Купчиха»), Д. Д. Жилинского («Гимнасты СССР»).
<<< Театрально-декорационное искусство
<<<Весь указатель FAQ>>>