Образный строй

Образный строй, порожденный таким мировосприятием, не мог не нести в себе определенного вызова «чистой поэзии», «соловьям и розам», житейскому благополучию и показному оптимизму. Но детали ежедневной реальности быта не разрушили при этом высокой героичности приподнятого тона - напротив, чем прозаичнее, грубее выступала их обыденность, тем явственнее звучал скрытый в них пафос.

Центральный персонаж подобных произведений обладал не только типологическими чертами внутреннего склада, но и определенной внешностью, как бы канонизированной актерскими удачами («Коммунист», режиссер Ю. 1958) или М. Ульянова («Председатель», режиссер А. Салтыков, 1965). Выяснить специфику этого образа на уровне структуры характера значит прикоснуться к стилеобразующим основам искусства этого периода: центральный персонаж картины, повести, кинофильма организует важнейшие образно-пластические элементы целого.

Волевая героическая личность, образ которой так привлекал живописцев, писателей и режиссеров, представала перед читателем и зрителем как носитель лучшего в человеке, как «соль земли». Яркая, неповторимая индивидуальность целинников, плотогонов, полярников всегда предполагала понятие «мы». Они олицетворяли собой множество безымянных людей, деятельность которых была направлена на пользу и благо другим, всем. Они несли в себе, защищали и отстаивали правду. Правдивым должно было быть и самое их изображение.


<<< Субъективное и объективное начало в образе

Характерное и жизненно достоверное >>>

<<<Оглавление>>>