Субъективное и объективное начало в образе

Избирательность, заставляющая находить и отличать во множестве человеческих лиц один, постоянно повторявшийся и в живописи, и в других видах искусства - литературе, кинематографе, театре - человеческий тип, говорит не только о творческих, но и шире - общекультурных интересах, о всей социально-исторической атмосфере эпохи. Потребностью передать героический пафос повседневности овеяны творческие устремления художников всего послевоенного поколения.

Анализируя соотношение субъективного и объективного начал в образе лирического героя в поэзии этого периода, литературный критик Л. Аннинский находит определения, живо напоминающие характерные черты мироощущения живописцев, нашедшие отражение в облике их моделей, в образном строе созданных ими произведений. Это обычно человек, у которого «нет конфликта с миром, словно мир, завоеванный им, весь состоит из односельчан»,- пишет автор. Это люди, чей «пароль - прямая», действительность - «целесообразно устремленная вперед система, где не может быть лишних, не работающих, необязательных элементов», «Борьба, преодоление, атака» - вот их девиз; в центре внимания художника - личность, словно предназначенная к сопротивлению и подвигу. Она «не знает опор вне себя, она весь мир чувствует точкой приложения своей воли»,- замечает он, заключая свою мысль словами: «Это ощущение серьезной и монолитной натуры, отвечающей за свою судьбу»".


<<< От реальности к образу

Образный строй >>>

<<<Оглавление>>>